Форум Альдебаран
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
16 Января 2018, 19:17:08

Войти
Перейти в Библиотеку «Альдебаран»
Наш форум в версии для PDA (КПК)
Наш форум в версии для WAP

Наш форум переехал на новый сервер. Идет настройка работы сайта.
1184908 Сообщений в 4351 Тем от 9551 Пользователей
Последний пользователь: Nora.05
* Начало Помощь Календарь Войти Регистрация
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Фантастика  |  Архив "Фантастики"  |  Тема: О некоторых книгах Александра Беляева 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: О некоторых книгах Александра Беляева  (Прочитано 12144 раз)
Шатилова Н.Н.
Новичок

Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 1


E-mail
« : 11 Февраля 2007, 09:51:33 »

Здравствуйте!

Когда моя дочь перешла в 6-й класс, им задали прочесть в т.ч. роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля».
Я тоже прочла этот роман – и разочаровалась.
С детства я помню Беляева как хорошего писателя.
А здесь этическая основа сюжета – проблема «авторских прав».
По ходу дела положительные герои узнают о «клинике» Равино, в которой «клиентов» сводят с ума либо убивают.  Но для положительных героев «посчитаться с Равино» – «не горит»; о том, что каждый день работы этой «клиники» кому-то стоит рассудка, а кому-то и жизни – об этом они не задумываются.  Для них важнее – разоблачить Керна, присвоившего себе результаты своей совместной работы с профессором Доуэлем.
Кроме того, меня удивил положительный герой художник Ларе.  Я полагаю, что любовь должна быть основана на духовной близости. А Ларе любил «тело» Анжелики Гай; какая «голова» приставлена к этому телу (голова Анжелики или голова Брике) ему было не так важно; он любил «тело», а душа, обитавшая в этом теле, волновала его постольку-поскольку. (Для положительного героя это странно.)
И ещё о сюжете.  Материалист Беляев не знал (или не признавал) того, что проблема безсмертия решена Богом (через механизм перевоплощения).  Так что и эта сторона сюжета не актуальна.
Но у меня был повод поговорить обо всём этом со своей дочкой.


А вот повесть А. Беляева «Последний человек из Атлантиды» написана в духе КОБ.
В ней объясняется, что пирамида власти основана на пирамиде знаний. Показано, как «высшее жречество», желая заменить неугодного им царя на более послушного, готово организовать мятеж в войсках; но потом решает сделать ставку на восстание рабов.
Правда, роль жречества в этом восстании явно не показана. Если не считать того, что возглавлял восстание жрец Акса-Гуам (сын одного из верховных жрецов). Акса-Гуам, пользуясь статусом жреца, мог безпрепятственно  проходить к разным группам рабов, организуя восстание; он же помог рабам вооружиться (овладеть сначала оружейным заводом, а потом и арсеналом).
У Акса-Гуама  был личный мотив: он любил девушку-рабыню, и хотел на ней жениться; а для этого надо было изменить господствующие порядки.
Но о том, как Акса-Гуам познакомился с этой девушкой, и почему решил организовать восстание рабов (а не бежать со своей девушкой куда-нибудь), – об этом в повести ничего не говорится.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #1 : 11 Февраля 2007, 11:13:23 »


Я тоже прочла этот роман – и разочаровалась.
С детства я помню Беляева как хорошего писателя.
Ой, зря Вы в Беляеве разочаровались. :) Он ведь на самом деле хороший писатель!

меня удивил положительный герой художник Ларе.  Я полагаю, что любовь должна быть основана на духовной близости. А Ларе любил «тело» Анжелики Гай; какая «голова» приставлена к этому телу (голова Анжелики или голова Брике) ему было не так важно; он любил «тело», а душа, обитавшая в этом теле, волновала его постольку-поскольку. (Для положительного героя это странно.)
Мне кажется, что считать любовь основанной только на духовной близости - это немножко лукавство. :) Телесная близость в любви - это еще как важная штука... :) И поступки Ларе вполне объяснимы. Представим на минутку, что в его ситуации, узнав тело любимой девушки, он поступал как-то иначе. Вот тогда как раз он бы меня удивил.
И еще, для примера. У Кинга в "Кладбище домашних животных" главный герой пытается вдохнуть жизнь в тела любимых людей, прекрасно зная, КЕМ они будут, когда вернутся. Но все равно делает то, что делает. Любовь, это такая страшная штука....

У Акса-Гуама  был личный мотив: он любил девушку-рабыню, и хотел на ней жениться; а для этого надо было изменить господствующие порядки.
Но о том, как Акса-Гуам познакомился с этой девушкой, и почему решил организовать восстание рабов (а не бежать со своей девушкой куда-нибудь), – об этом в повести ничего не говорится.
он любил «тело», а душа, обитавшая в этом теле, волновала его постольку-поскольку. (Для положительного героя это странно.)

Беляеву нужен был мотив поведения жреца Акса-Гуама, и он его объясняет любовью к девушке-рабыни. Таковы законы жанра.:)
Записан
befogme
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 28237


Тридевятое царство


WWW E-mail
« Ответ #2 : 11 Февраля 2007, 13:02:29 »

Ой, зря Вы в Беляеве разочаровались. :) Он ведь на самом деле хороший писатель!
Мне кажется, что считать любовь основанной только на духовной близости - это немножко лукавство. :) Телесная близость в любви - это еще как важная штука... :) И поступки Ларе вполне объяснимы. Представим на минутку, что в его ситуации, узнав тело любимой девушки, он поступал как-то иначе. Вот тогда как раз он бы меня удивил.
И еще, для примера. У Кинга в "Кладбище домашних животных" главный герой пытается вдохнуть жизнь в тела любимых людей, прекрасно зная, КЕМ они будут, когда вернутся. Но все равно делает то, что делает. Любовь, это такая страшная штука....

Всё-таки в "Кладбище домашних животных" он не тела ожившие хотел, он просто надеялся/думал/верил что с ним будет всё по-другому, а скорее всего, он вообще ни о чем не думал... Именно потому, что любовь страшная штука.
Записан

I'm not totally useless. I can be used as a bad example.
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #3 : 11 Февраля 2007, 15:22:55 »

Всё-таки в "Кладбище домашних животных" он не тела ожившие хотел, он просто надеялся/думал/верил что с ним будет всё по-другому, а скорее всего, он вообще ни о чем не думал... Именно потому, что любовь страшная штука.
Вот именно, что он вообще рационально не думал, а цеплялся за любую самую химерную надежду .. Но и у Беляева - разве поступки художника Ларе рациональны? Он увидел тело любимой, и все! Требовать от него здравых и умных рассуждений о душе? Кто может кинуть в него за это камень? Я - не могу. Имено потому, что любовь страшная штука. :)
Записан
befogme
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 28237


Тридевятое царство


WWW E-mail
« Ответ #4 : 11 Февраля 2007, 15:41:45 »

Вот именно, что он вообще рационально не думал, а цеплялся за любую самую химерную надежду .. Но и у Беляева - разве поступки художника Ларе рациональны? Он увидел тело любимой, и все! Требовать от него здравых и умных рассуждений о душе? Кто может кинуть в него за это камень? Я - не могу. Имено потому, что любовь страшная штука. :)

Но голова это ведь не только душа и мысли, это же еще и лицо! Любимое тоже. В общем, я камень тоже ни в кого не кину, ни в Ларе, ни в Беляева, по по совокупности голова для меня значит больше, чем тело. При условии конечно, что новое тело не слишком отличается от старого :)
Записан

I'm not totally useless. I can be used as a bad example.
Андрон
Москва
Библиофил
******
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1031


Москва


E-mail
« Ответ #5 : 12 Февраля 2007, 16:09:33 »

Прочел все собрание сочинений в 12 лет, был просто в восторге. Особенно запомнились "Властелин мира", "Человек-амфибия" (интереснее, чем фильм), "Ариэль" и "Звезда КЭЦ". "Голова профессора Доуэля" и "Последний человек из атлантиды" показались слишком грустными. Так что, теперь, пожалуй, не буду перчитывать, сохраню детские впечатления :)
Записан

Невыносимых людей не бывает. Бывают узкие двери.
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #6 : 12 Февраля 2007, 23:41:33 »

Прочел все собрание сочинений в 12 лет, был просто в восторге. Особенно запомнились "Властелин мира", "Человек-амфибия" (интереснее, чем фильм), "Ариэль" и "Звезда КЭЦ". "Голова профессора Доуэля" и "Последний человек из атлантиды" показались слишком грустными. Так что, теперь, пожалуй, не буду перчитывать, сохраню детские впечатления :)
Я помню это собрание сочинений.. В городской детской библиотеке оно было затерто и зачитано до невероятно ветхого состояния, носило следы многократной реставрации и постоянно было на руках... Приходилось читать тома не по порядку, а так, как удавалось заполучить их на руки. :) Прочитал Ваши слова. и из любопытства заглянул в "Прыжок в ничто" и "Последний человек из Атлантиды". Нормально, :) Несмотря на некоторую неизбежную наивность, читается по-прежнему свежо..
Записан
Андрон
Москва
Библиофил
******
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1031


Москва


E-mail
« Ответ #7 : 13 Февраля 2007, 10:05:08 »

Нормально, :) Несмотря на некоторую неизбежную наивность, читается по-прежнему свежо..
Спасибо, вы меня успокоили :). Попробую тоже перечитать, только надо посмотреть, есть ли на "Альдебаране". Парадокс - последний год печатные книги читаются с меньшим удовольствием, чем электронные на КПК :)
Записан

Невыносимых людей не бывает. Бывают узкие двери.
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #8 : 13 Февраля 2007, 23:39:00 »

"Голова профессора Доуэля" - это самый жуткий кошмар моего детства: я долгое время боялась спать с выключенным светом, башка эта треклятая мне везде мерещилась, то в узоре китайского настенного покрывала, то к окну с противоположной стороны лепилась. И самое главное - не такая уж я была впечатлительная идиотка, сама не могла понять, что же меня так напугало. Теперь по прошествии многих лет поняла, кажется: положение, в которое попадали жертвы Керна (абсолютная беспомощность, невозможность хоть как-то контролировать события) до жути напоминает положение человека в этом мире вообще, особенно это касается детей. Конечно, взрослые тоже связаны различными запретами, социальными табу, законами, собственными моральными установками, наконец, но детям тут намного сложнее - невозможно даже толком выбирать что бы съесть, когда пойти погулять, с кем играть, что читать (одна школьная программа чего стоит - тихий ужас). В общем, Доуэль, который не может согнать с собственного лица омерзительного жука - это ёмкая, прозрачная, как яблочная газировка, метафора человеческой несвободы. Есть от чего сойти с ума.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #9 : 14 Февраля 2007, 20:33:44 »

Теперь по прошествии многих лет поняла, кажется: положение, в которое попадали жертвы Керна (абсолютная беспомощность, невозможность хоть как-то контролировать события) до жути напоминает положение человека в этом мире вообще, особенно это касается детей. Конечно, взрослые тоже связаны различными запретами, социальными табу, законами, собственными моральными установками, наконец, но детям тут намного сложнее - невозможно даже толком выбирать что бы съесть, когда пойти погулять, с кем играть, что читать (одна школьная программа чего стоит - тихий ужас). В общем, Доуэль, который не может согнать с собственного лица омерзительного жука - это ёмкая, прозрачная, как яблочная газировка, метафора человеческой несвободы.
Чем хорош фрейдизм, так это тем, что с его помощью можно истолковать что угодно. :) Но я думаю, все встает на свои места, если вспомнить, что строки о беспомощном профессоре Доуэле, неспособном согнать с лица жука написал человек, чье тело месяц за месяцем постепенно обездвиживал костный туберкулез, и Беляев хорошо понимал, что ждет его в конце - полный паралич, неподвижность. По сути, он описал свое будущее - в 1942 году брошенный, оставленный всеми, неспособный уже самосоятельно передвигаться, он просто умер от голода..
Записан
befogme
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 28237


Тридевятое царство


WWW E-mail
« Ответ #10 : 14 Февраля 2007, 21:08:40 »

По сути, он описал свое будущее - в 1942 году брошенный, оставленный всеми, неспособный уже самосоятельно передвигаться, он просто умер от голода..

 :resent:  А вот не удивилась я, прочитав об этом. Книги его подсказывали, что кончиться это всё должно было где-то так.
Записан

I'm not totally useless. I can be used as a bad example.
А.И. Ченчиков
Член Д. клуба
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10045


А рыжих в Арканаре не жаловали... (с)


E-mail
« Ответ #11 : 14 Февраля 2007, 22:09:35 »

Прочел все собрание сочинений в 12 лет, был просто в восторге. Особенно запомнились "Властелин мира", "Человек-амфибия" (интереснее, чем фильм), "Ариэль" и "Звезда КЭЦ". "Голова профессора Доуэля" и "Последний человек из атлантиды" показались слишком грустными. Так что, теперь, пожалуй, не буду перчитывать, сохраню детские впечатления :)
А кто-нибудь может с ходу (без заглядывания в тексты) вспомнить, какое имя было у профессора Доуэля? Я не ёрничаю, просто сам не могу вспомнить... Что-то французское....
А ещё мне очень нравились повести и рассказы о профессоре Вагнере. Их много. "Хойти-Тойти", "Амба", Над бездной"... Немного сказочные, "фентезийные", утопические, но - очень особенные. Их я читал ещё до Толкиена, Желязны и Саймака.
Записан

У меня довольно-таки плебейские литературные вкусы
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #12 : 14 Февраля 2007, 23:30:26 »

А кто-нибудь может с ходу (без заглядывания в тексты) вспомнить, какое имя было у профессора Доуэля? Я не ёрничаю, просто сам не могу вспомнить... Что-то французское....
Честно говоря, был уверен что имя профессора Доуэля в романе не упоминается ни разу. Неужели ошибаюсь? Тогда подскажите.. :) Зато помню имя Доуэля-младшего: Артур! :)
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #13 : 16 Февраля 2007, 05:30:20 »

В "Ариэле", в последнем романе Беляева, есть строчка из..."Протоколов сионских мудрецов". Я в детстве читал разноцветный трёхтомник Беляева, о "Мудрецах" тогда ещё никто не знал. А когда в перестройку прочитал "Мудрецов", очень удивился увидя знакомые строчки.
Но самое любопытное то--что теперь, в электронных книгах я не нашёл этих строчек. Кажется, это в главе о Дандарате. Надо искать старое, то самое издание, а оно сейчас не у меня.
И если вырезали--то в каком издании? И почему?
Любопытно, что заметил это не только я. Пытаясь найти изчезнувшую строчку я видел статью, в которой строчка хоть и не приводилось, но влияние на Беляева "Мудрецов"  упоминалось.
Записан

Меня нет, я ушел на
http://dil.mybb.ru
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #14 : 17 Февраля 2007, 00:15:08 »

Чем хорош фрейдизм, так это тем, что с его помощью можно истолковать что угодно. :)
Забавная интерпретация... Боже упаси, только фрейдизма мне не хватало. Вроде никаких попыток провести аналогии с сексуальным, или там бессознательным, не предпринимала. Все проще (или, наоборот, сложнее).
У Борхеса есть эссе "Четыре цикла", в котором он заявляет, что все многообразие сюжетов мировой литературы сводится к четырем основным сюжетам. "Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде". У меня есть возражения против Борхесовых конкретных определений базовых сюжетов, но основоная мысль удивительно точна, с маленькой поправкой: у каждого человека свой набор сюжетов (четыре их, три или восемь - не имеет значения). Одна из "моих" историй - это история о человеческой несвободе и попытках с ней бороться. При этом под раздачу может попасть любая книга, в данном случае поток соответствующих ассоциаций вызвал злополучный декапитированный Доуэль.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #15 : 17 Февраля 2007, 00:25:15 »

Забавная интерпретация... Боже упаси, только фрейдизма мне не хватало. Вроде никаких попыток провести аналогии с сексуальным, или там бессознательным, не предпринимала. Все проще (или, наоборот, сложнее).
У Борхеса есть эссе "Четыре цикла", в котором он заявляет, что все многообразие сюжетов мировой литературы сводится к четырем основным сюжетам. "Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде". У меня есть возражения против Борхесовых конкретных определений базовых сюжетов, но основоная мысль удивительно точна, с маленькой поправкой: у каждого человека свой набор сюжетов (четыре их, три или восемь - не имеет значения). Одна из "моих" историй - это история о человеческой несвободе и попытках с ней бороться. При этом под раздачу может попасть любая книга, в данном случае поток соответствующих ассоциаций вызвал злополучный декапитированный Доуэль.
У Борхеса речь шла о сюжетах мировой литературы. 
"у каждого человека свой набор сюжетов " - это имеет свое вполне конкретное название - комплексы. :) И их, в отличие от борхевских сюжетов, го-о-о-ораздо больше. (У меня вот тоже есть парочка. :) А Вы говорите - без Фрейда обойдемся.. Нетужки..)
Записан
Лукьян Поворотов
Библиоман
*******
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 3598



WWW E-mail
« Ответ #16 : 17 Февраля 2007, 04:23:54 »

В "Ариэле", в последнем романе Беляева, есть строчка из..."Протоколов сионских мудрецов". Я в детстве читал разноцветный трёхтомник Беляева, о "Мудрецах" тогда ещё никто не знал. А когда в перестройку прочитал "Мудрецов", очень удивился увидя знакомые строчки.
Но самое любопытное то--что теперь, в электронных книгах я не нашёл этих строчек. Кажется, это в главе о Дандарате. Надо искать старое, то самое издание, а оно сейчас не у меня.
И если вырезали--то в каком издании? И почему?
Любопытно, что заметил это не только я. Пытаясь найти изчезнувшую строчку я видел статью, в которой строчка хоть и не приводилось, но влияние на Беляева "Мудрецов" упоминалось.

У меня есть пятитомник, довольно старый. Вам нужен текст?
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #17 : 17 Февраля 2007, 05:09:19 »

Старый трехтомник я получу на днях. Думаю, взглянув на текст я многое пойму.
А связь Беляева с "Протоколами" видна хотя бы в таком опусе:

Похоже, что фантастические слухи, ходившие об оккультных обществах, произвели впечатление даже на такого убежденного технократа, как Александр Беляев. Речь идет о его последнем романе "Ариэль". Вновь обратимся к НИЛУСУ: "Если верить газетным сообщениям, то у теософов в Индии, где находится неподалеку от Мадраса их главная штаб-квартира, существует школа особого оккультного воспитания" [85]. Далее, со ссылкой на "Биржевые Ведомости", следует подробное описание Мадрасской школы "Дандарат", практически дословно воспроизведенное в "Ариэле". Сама же история главного героя является отражением реальных событий, развернувшихся вокруг Кришнамурти (который, по мнению НИЛУСА, был воспитан в одной из подобных школ). Руководство Теософского общества считало его воплощением "Учителя Мира", поэтому с детских лет Кришнамурти (оккультный псевдоним - "Альцион") готовили к роли Мессии.

http://newright.il.if.ua/library/zagovor.htm
А если скрытая цитата есть--всё будет ещё интереснее!

Записан

Меня нет, я ушел на
http://dil.mybb.ru
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #18 : 17 Февраля 2007, 05:22:57 »

Интересно... мне как-то не приходило в голову сравнить Кришнамурти и Ариэля - а ведь действительно есть нечто общее в том, как их готовили на роль мессии... даже немало.

Спасибо!
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #19 : 18 Февраля 2007, 00:05:33 »

У Борхеса речь шла о сюжетах мировой литературы. 
"у каждого человека свой набор сюжетов " - это имеет свое вполне конкретное название - комплексы. :) И их, в отличие от борхевских сюжетов, го-о-о-ораздо больше. (У меня вот тоже есть парочка. :) А Вы говорите - без Фрейда обойдемся.. Нетужки..)
Хо-хо. Еще как обойдемся. Ничего не имею против психоанализа как такового (хоть и скучная это практика, на мой вкус), но неужто, окромя Фрейда, в связи с этой наукой и вспомнить некого? Тот же Адлер и то не такой противный, как Фрейд со своим долбаным пансексуализмом, объяснявший все стремления человека и  культурные  достижения  только сексуальными влечениями.
А что до Борхеса, при всей моей любви к его художественному творчеству и философским изысканиям, он отнюдь не является хранителем истины в последней инстанции, чья интерпретация мировых сюжетов безупречно объективна и единственно правильна. Он, наверное, отнес бы "Доуэля" к третьему типу историй - к истории о поиске. В данном случае - поиске рецептов воскрешения. При таком подходе даже предсмертный вздох профессора: "я умираю... наши опыты несовершенны..." - прекрасно рифмуется с выводами Борхеса: "Теперь поиски обречены на провал. <...> Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам." Последнее относится скорее к самому Беляеву, чем к его вполне отважным героям.
Рядом с Хорхе Луисом я, конечно, "тварь дрожащая", которая однако имеет неотъемлемое право на вычленение своей классификации сюжетов мировой литературы, отличной от Борхесовской. Так что "мой" Доуэль - это история о борьбе за свободу. Точка. Я сказала.
P.S. Имя профессора Доуэля в романе действительно не упоминается ни разу. Пятерка вам с плюсом за наблюдательность, господин Шухарт.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #20 : 18 Февраля 2007, 16:11:26 »

А что до Борхеса, при всей моей любви к его художественному творчеству и философским изысканиям, он отнюдь не является хранителем истины в последней инстанции, чья интерпретация мировых сюжетов безупречно объективна и единственно правильна.
Вряд ли кто будет это оспаривать. Думаю, что "Четыре цикла" - это вообще интерпретация для сугубо внутреннего, борхевского использования, он ее продекларировал, но не предлагал принять всем.

Он, наверное, отнес бы "Доуэля" к третьему типу историй - к истории о поиске.
Наверное... нет. :) А почему не "возвращение"? Подобно Одиссею. вернувшемуся в Итаку из странствий, Доуэль ненадолго возвращается в мир людей из царства мертвых..  Или почему не "самоубийство Бога"? Думаете, нельзя притянуть к этому типу? В два счета.. :) Борхес как и Фрейд тем и хорош, что его четыре цикла можно крутить как угодно, в любую сторону..

Так что "мой" Доуэль - это история о борьбе за свободу. Точка. Я сказала.
:) Все-все, конечно точка. В истории "Вашего" Доуэля. Так ведь есть еще и "мой" Доуэль - но это уже история глупости человеческого разума, создающего всяких Франкенштейнов без элементарного просчитывания последствий. Канонический случай - высказывание Энрико Ферми во время испытания атомной бомбы:" -Что получилось? Черт знает что получилось, зато какая физика!"
Вот тут - моя точечка.. :)
Записан
befogme
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 28237


Тридевятое царство


WWW E-mail
« Ответ #21 : 18 Февраля 2007, 16:19:28 »

Канонический случай - высказывание Энрико Ферми во время испытания атомной бомбы:" -Что получилось? Черт знает что получилось, зато какая физика!"

Нет, всё-таки я обожаю физиков! :)
Записан

I'm not totally useless. I can be used as a bad example.
Нэд Нуарб
Гость


E-mail
« Ответ #22 : 18 Февраля 2007, 16:48:28 »

Нет, всё-таки я обожаю физиков! :)
:-*
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #23 : 19 Февраля 2007, 02:39:08 »

Разобрался я с "Протоколами" и Беляевым. В то время я читал не собственно сами "Протоколы", а книгу Нилуса "Близ есть, при дверях", в одно из изданий которой входит кроме "Протоколов" рассказ о Дандарате.
      Поскольку это названия яркое и запоминающееся, я немедленно перешёл к "Ариэлю" и увидел там страничку явно выраженного плагиата, о чём, кстати, писали многие. Беляев ничем не рисковал, поскольку книга в те годы была прочно забыта, а сам Дандарат был описан Беляевым в обвинительном тоне.
      Ну а память связала всё сиё с "Протоколами", ведь именно они были основой книги Нилуса.
      Итак, четверть второй главы "Ариэля" почти дословно содрана с книги Нилуса "Близ есть, при дверях", скрытых цитат нет.
Записан

Меня нет, я ушел на
http://dil.mybb.ru
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #24 : 19 Февраля 2007, 02:41:14 »

Разобрался я с "Протоколами" и Беляевым. В то время я читал не собственно сами "Протоколы", а книгу Нилуса "Близ есть, при дверях", в одно из изданий которой входит кроме "Протоколов" рассказ о Дандарате.
      Поскольку это названия яркое и запоминающееся, я немедленно перешёл к "Ариэлю" и увидел там страничку явно выраженного плагиата, о чём, кстати, писали многие. Беляев ничем не рисковал, поскольку книга в те годы была прочно забыта, а сам Дандарат был описан Беляевым в обвинительном тоне.
      Ну а память связала всё сиё с "Протоколами", ведь именно они были основой книги Нилуса.
      Итак, четверть второй главы "Ариэля" почти дословно содрана с книги Нилуса "Близ есть, при дверях", скрытых цитат нет.

Спасибо большое! :)
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #25 : 19 Февраля 2007, 23:59:30 »

:) Все-все, конечно точка. В истории "Вашего" Доуэля. Так ведь есть еще и "мой" Доуэль - но это уже история глупости человеческого разума, создающего всяких Франкенштейнов без элементарного просчитывания последствий.
Фух, ну наконец-то высказался. Я, собственно, все ждала, когда же будет озвучен еще один вариант "истории". Интересно ведь.
А почему не "возвращение"? Подобно Одиссею, вернувшемуся в Итаку из странствий, Доуэль ненадолго возвращается в мир людей из царства мертвых..  Или почему не "самоубийство Бога"?
А почему мы "осажденный город" проигноривали? Бедняжка Мари такую осаду выдерживала - и Керн ее запугать пытался, и Равино со вкусом психику расшатывал. Да и в роли прекрасной Елены она тоже ничего, сойдет.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #26 : 20 Февраля 2007, 00:19:23 »

Интересно ведь.А почему мы "осажденный город" проигноривали? Бедняжка Мари такую осаду выдерживала - и Керн ее запугать пытался, и Равино со вкусом психику расшатывал. Да и в роли прекрасной Елены она тоже ничего, сойдет.

.................... :o Супер. Я, видимо, просто побоялся об этом подумать. А как красиво.. Нет, Борхес все-таки молодец! Классные принципы придумал..  :)
Записан
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #27 : 20 Февраля 2007, 00:36:59 »

Нет, Борхес все-таки молодец! Классные принципы придумал..  :)
Меня сейчас, кажется, опять начнет заносить на поворотах на мою навязчивую тему. А вот Фрай...
Короче, у него тоже эссе есть (с ссылками на Борхеса, разумеется) где он свои четыре истории предлагает вниманию почтеннейшей публики.
Если вкратце: история о побеге, точнее, о попытке совершить побег; история о превращении в нечто иное; история о появлении двойника; последняя история - о заигравшемся игроке.
Возможно, они менее универсальны, нежели борхесовские, а возможно и нет... Слабо нашего многострадального "Доуэля" или для разнообразия какую-нибудь другую беляевскую книжку в эту схему запихнуть?
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #28 : 20 Февраля 2007, 00:44:00 »

Меня сейчас, кажется, опять начнет заносить на поворотах на мою навязчивую тему. А вот Фрай...
Короче, у него тоже эссе есть (с ссылками на Борхеса, разумеется) где он свои четыре истории предлагает вниманию почтеннейшей публики.
Если вкратце: история о побеге, точнее, о попытке совершить побег; история о превращении в нечто иное; история о появлении двойника; последняя история - о заигравшемся игроке.
Возможно, они менее универсальны, нежели борхесовские, а возможно и нет... Слабо нашего многострадального "Доуэля" или для разнообразия какую-нибудь другую беляевскую книжку в эту схему запихнуть?

"Ариэль" !
Да он просто просится в эту схему! Можно, конечно, расписать это в подробностях, но мне кажется, все и так лежит на поверхности...  Нет? :)
Пользуясь случаем, спрошу - Вас в какой момент так зацепил Фрай? Какой вещью? У Вас действительно все слова неизменно замыкаются на Фрае..  :)
« Последнее редактирование: 20 Февраля 2007, 00:47:43 от Рэдрик » Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #29 : 20 Февраля 2007, 00:48:43 »

"Ариэль" !
Да он просто просится в эту схему! Можно, конечно, расписать это в подробностях, но мне кажется, все и так лежит на поверхности...  Нет? :)

Да :) в эту схему идеально впишутся и "Ариэль", и "Человек-амфибия".

В Борхеса же лучше всего впишется "Властелин мира", на мой взгляд
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
А.И. Ченчиков
Член Д. клуба
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10045


А рыжих в Арканаре не жаловали... (с)


E-mail
« Ответ #30 : 20 Февраля 2007, 00:48:50 »

"Хойти вдруг заревел так, что маленький Юнг присел на землю и схватился за живот, как будто этот рев переворачивал ему внутренности. Обернувшись назад, слон схватил Юнга, как щенка, несколько раз подбросил вверх, ловя на лету, потом посадил на землю, взял хоботом метлу и, шагая по арене, написал на песке: "Не смей меня бить! Я не животное, а человек!"
                     Александр Беляев. "Хойти-Тойти".
Записан

У меня довольно-таки плебейские литературные вкусы
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #31 : 20 Февраля 2007, 01:14:18 »

"Ариэль" !
Да он просто просится в эту схему! Можно, конечно, расписать это в подробностях, но мне кажется, все и так лежит на поверхности...  Нет? :)
Пользуясь случаем, спрошу - Вас в какой момент так зацепил Фрай? Какой вещью? У Вас действительно все слова неизменно замыкаются на Фрае..  :)
Года четыре назад, всеми вещами в совокупности, но в первую очередь, пожалуй, "Энциклопедией мифов" - после нее Фрай был торжественно зачислен в группу "любимые писатели". А еще через год, после "Жалобной книги" - в "самые любимые" по одной простой причине - трое остальных новых книг уже не напишут.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #32 : 20 Февраля 2007, 01:39:56 »

Года четыре назад, всеми вещами в совокупности, но в первую очередь, пожалуй, "Энциклопедией мифов" - после нее Фрай был торжественно зачислен в группу "любимые писатели". А еще через год, после "Жалобной книги" - в "самые любимые" по одной простой причине - трое остальных новых книг уже не напишут.
Ну это как корь, :) ею нужно переболеть, чтобы потом подхватить другую книжную "заразу". :) Я после Макса Фрая сильно зацепился за "Хазарский словарь" Павича - долго он потом в моей голове главенствовал.. :)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот, еще вспомнил у позднего Беляева - "Человек, потерявший свое лицо". Тоже идеально ложится в матрицу фраевских четырех сюжетов..
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #33 : 20 Февраля 2007, 01:56:58 »

Ну это как корь, :) ею нужно переболеть, чтобы потом подхватить другую книжную "заразу". :) Я после Макса Фрая сильно зацепился за "Хазарский словарь" Павича - долго он потом в моей голове главенствовал.. :)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот, еще вспомнил у позднего Беляева - "Человек, потерявший свое лицо". Тоже идеально ложится в матрицу фраевских четырех сюжетов..

Прошу прощения, это который вариант? (просто я все время путаю "Человека, потерявшего лицо" и "Человека, нашедшего лицо" - книги с одним (почти) и тем же началом, но совершенно разным развитием сюжета) :)
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #34 : 20 Февраля 2007, 02:15:31 »

Прошу прощения, это который вариант? (просто я все время путаю "Человека, потерявшего лицо" и "Человека, нашедшего лицо" - книги с одним (почти) и тем же началом, но совершенно разным развитием сюжета) :)
Беляев написал книгу "Человек, потерявший свое лицо".  Второе название и изменение некоторых сюжетных линий - это результат принудительных цензурных изменений, которые писателя заставили сделать при переиздании.
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #35 : 20 Февраля 2007, 02:36:59 »

Беляев написал книгу "Человек, потерявший свое лицо".  Второе название и изменение некоторых сюжетных линий - это результат принудительных цензурных изменений, которые писателя заставили сделать при переиздании.

Только там ведь отнюдь не "некоторых"... в одном случае герой снимает кино, во втором - грабит банки (первый я читал в трехтомнике, второй - в сборнике "Остров погибших кораблей"); который сюжет авторский?
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #36 : 20 Февраля 2007, 03:33:45 »

Только там ведь отнюдь не "некоторых"... в одном случае герой снимает кино, во втором - грабит банки (первый я читал в трехтомнике, второй - в сборнике "Остров погибших кораблей"); который сюжет авторский?
:) А так:
"Беляев написал книгу "Человек, потерявший свое лицо".  Второе название и изменения в сюжете - это результат принудительных цензурных изменений, которые писателя заставили сделать при переиздании, для более углубленного обличения язв капиталистического общества. В первом варианте эти самые обличения были признаны недостаточными."
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #37 : 20 Февраля 2007, 23:13:19 »

:) А так:
"Беляев написал книгу "Человек, потерявший свое лицо".  Второе название и изменения в сюжете - это результат принудительных цензурных изменений, которые писателя заставили сделать при переиздании, для более углубленного обличения язв капиталистического общества. В первом варианте эти самые обличения были признаны недостаточными."

Да нет, я верю... просто книг под рукой нет, ехать до них далеко - вот и уточнил не по названию, а по сюжету (названия я, понятное дело, путаю) :)
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #38 : 21 Февраля 2007, 00:17:51 »

Да нет, я верю... просто книг под рукой нет, ехать до них далеко - вот и уточнил не по названию, а по сюжету (названия я, понятное дело, путаю) :)
В первом варианте- "Человек, потерявший свое лицо" - речь идет только об искустве, кино, съемках фильма. Во втором - подцензурном - варианте ("Человек, нашедший свое лицо"), действительно есть грабеж банков (видимо, для социальной остроты :) )
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2007, 00:19:36 от Рэдрик » Записан
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #39 : 21 Февраля 2007, 01:07:06 »

Ну это как корь, :) ею нужно переболеть, чтобы потом подхватить другую книжную "заразу". :) Я после Макса Фрая сильно зацепился за "Хазарский словарь" Павича - долго он потом в моей голове главенствовал.. :)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот, еще вспомнил у позднего Беляева - "Человек, потерявший свое лицо". Тоже идеально ложится в матрицу фраевских четырех сюжетов..
Видимо у меня организм многопроцессорный - болеет всем подряд, зачастую одновременно. А о Павиче случайно не из Фраевских эссе узнали? Хотя мне его рецензии больше даже, чем сами книжки понравились. Не то просто недоросла, не то еще какие-нибудь отмазки придумать надо. Что у Павича действительно цепляет, так это композиция: материала на докторскую хватит - и сборник карт Таро, и словарь-лексикон, и книга-кроссворд, и сборник гороскопов и... Да чего я перечисляю. Жаль, что о Беляеве Фрай не писал, любопытно было бы. По существу тему изреку что-нибудь, когда дочитаю "Ариэля" - сегодня на работе планировала этим заняться, приезжаю - а там меня под белы рученьки: "Форс-мажор, форс-мажор!" Психи и уроды.
Записан
Рэдрик
Гость


E-mail
« Ответ #40 : 21 Февраля 2007, 01:24:00 »

Видимо у меня организм многопроцессорный - болеет всем подряд, зачастую одновременно. А о Павиче случайно не из Фраевских эссе узнали?
:) Я как про "Хазарский словарь" сказал, сразу подумал - Вы же Фрая знаете вдоль и поперек, сразу найдете, где мостик от него к Павичу идет.. :) Так и вышло.. :)
Записан
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #41 : 21 Февраля 2007, 01:31:18 »

:) Я как про "Хазарский словарь" сказал, сразу подумал - Вы же Фрая знаете вдоль и поперек, сразу найдете, где мостик от него к Павичу идет.. :) Так и вышло.. :)
Провокатор!..
Записан
Veta
Критик
***
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 112



E-mail
« Ответ #42 : 05 Марта 2007, 15:11:42 »

Мне у него понравилось только Человек-амфибия,а остальные произведения не зацепили
Записан
Sheba
Книжник
****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 387



E-mail
« Ответ #43 : 28 Мая 2007, 22:27:07 »

Читала в детстве и не перечитывала лет 25. А недавно перечитала несколько романов и удивилась тому, что почти всё прекрасно помню. Видимо детское впечатление было очень сильным. Во взрослом - немножко не то.  Некоторые моменты в той же "Голове профессора Доуеля" хотелось бы поглубже что-ли. Но в целом хорошее впечатление. :)
Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Фантастика  |  Архив "Фантастики"  |  Тема: О некоторых книгах Александра Беляева « предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by SMF 2.0.9 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC