Форум Альдебаран
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
15 Ноября 2018, 12:37:40

Войти
Перейти в Библиотеку «Альдебаран»
Наш форум в версии для PDA (КПК)
Наш форум в версии для WAP

Наш форум переехал на новый сервер. Идет настройка работы сайта.
1187572 Сообщений в 4357 Тем от 9549 Пользователей
Последний пользователь: Nora.05
* Начало Помощь Календарь Войти Регистрация
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Исторический роман  |  Тема: Художественная литература об античной истории 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: Художественная литература об античной истории  (Прочитано 62270 раз)
Murka
Читатель
**
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 63


E-mail
« : 01 Августа 2007, 15:30:54 »

Насколько достоверно авторы,по-вашему изображают тот отдаленный истоцрический период и его людей?
« Последнее редактирование: 01 Августа 2007, 15:32:38 от Murka » Записан
kari
Новичок

Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 3


E-mail
« Ответ #1 : 01 Августа 2007, 16:13:00 »

ИМХО, доля вымысла-домысла в таких произведений составляет не менее 50% - это в лучшем случае.
А про сценарии исторических голливудских фильмов я вообще молчу :) Там правда измеряется в каратах
Записан
Sunamas
Критик
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 258



E-mail
« Ответ #2 : 01 Августа 2007, 17:46:01 »

Насколько достоверно авторы,по-вашему изображают тот отдаленный истоцрический период и его людей?
Самая большая доля достоверности может в лучшем случае равняться доле достоверности современной истории, и то если автор серьезный и имеет историческое образование, но и в этом случае полностью реконструировать образ мысли людей той этпохи имхо невозможно. А большинство художественных книг на эту тему - всего лишь вымысел в "красочных" декорациях. Вот, например, книги про древний Египет Райдера Хаггарда - ну откуда там взяться достоверности? Просто модно в то время было писать про древний Египет. 
Записан

Абсолютных истин не бывает, бывают только абсолютные величины...
rusallo4ka
Алла
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7352



E-mail
« Ответ #3 : 11 Августа 2007, 02:16:07 »

Насколько достоверно авторы,по-вашему изображают тот отдаленный истоцрический период и его людей?

Вообще недостоверно  :declare: 100%, потому что достоверно - это когда сам видел и на следующий день записал, пока из головы не выветрилось, а так это такие же романы, просто в новых декорациях и климатических условиях, ну, плюс ещё некоторые наши представления о реалиях того времени затрудняют или способствуют развитию сюжета и отношений героев.
 8)
Записан

Всё, что ни делается - делается в Китае))
Foxik
Читатель
**
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 81


Ведьмочка :)


E-mail
« Ответ #4 : 12 Августа 2007, 00:41:56 »

А я всегда готова верить, что все примерно так и было, особенно когда автор - историк или другой ученый.  :-[
Тем более. что правды нам никто не скажет. Можно подумать, в учебниках истории не домыслы написаны... 8)
Взять хотя бы "Петра Первого" Толстого А.Н. Человек перерыл все архивы по интересующей его теме. В его книге недостоверными являются только диалоги.
Впрочем о какой достоверности вообще можно говорить, если на улице свидетели ДТП иногда дают диаметрально противоположные показания. Человек - существо субъективное. И против этого бессильны факты.
Записан

Кто знает куда ведет Путь? Только Время...
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #5 : 12 Августа 2007, 01:37:23 »

Хотите исторической достоверности? - Светлов Р. В., "Мессия" и "Легенда о Тевтобургском лесе" :)
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Papa Kot
Константин
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 7122



E-mail
« Ответ #6 : 12 Августа 2007, 02:12:29 »

Это фантазии на тему, но если автор талантлив - то выходит достоверно. Мне нравится выражение : "этого не было, но так вполне могло быть". Я за психологическую достоверность. Конечно и известные исторические факты должны учитываться.
Записан
unintended
Читатель
**
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 99



E-mail
« Ответ #7 : 08 Сентября 2007, 16:48:36 »

Это фантазии на тему, но если автор талантлив - то выходит достоверно. Мне нравится выражение : "этого не было, но так вполне могло быть". Я за психологическую достоверность. Конечно и известные исторические факты должны учитываться.

ППКС  :yes:
Записан

Кто так часто обманывал тебя, как ты сам?
Галина
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 797



E-mail
« Ответ #8 : 17 Сентября 2007, 19:37:08 »

Это фантазии на тему, но если автор талантлив - то выходит достоверно. Мне нравится выражение : "этого не было, но так вполне могло быть". Я за психологическую достоверность. Конечно и известные исторические факты должны учитываться.

Поддерживаю. Никто не читал Б. Пруса "Фараон"? Он писал в этой книге 1) о Др. Египте; 2) о фараоне, которого в истории не было. Так честное слово, я как будто сама побывала в Египте, поучавствовала во всех дворцовых интригах.
Записан

\\\\\\\"Видите ли… видите ли, сэр, я… просто не знаю, кто я сейчас такая"///////
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #9 : 17 Сентября 2007, 19:50:57 »

Поддерживаю. Никто не читал Б. Пруса "Фараон"? Он писал в этой книге 1) о Др. Египте; 2) о фараоне, которого в истории не было. Так честное слово, я как будто сама побывала в Египте, поучавствовала во всех дворцовых интригах.

Прус больше аллюзиями писал. Понятно, сегодня его намеки на современную ему Польшу малопонятны, но учитывать это стоит.
Но книга очень интересная, это верно.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
vailensya
Гость


E-mail
« Ответ #10 : 17 Сентября 2007, 20:05:30 »

Поддерживаю. Никто не читал Б. Пруса "Фараон"? Он писал в этой книге 1) о Др. Египте; 2) о фараоне, которого в истории не было. Так честное слово, я как будто сама побывала в Египте, поучавствовала во всех дворцовых интригах.

На меня, в свое время, эта книга тоже произвела огромное впечалление. Даже перечитывала ее.
Почему-то она мне напомнила о другой книге: М. Фигули "Вавилон", хотя общего между ними ничего нет.
Даже времена разные, и цивилизации тоже. Но там тоже половина персонажей придуманных, но эффект присутствия от нее у меня тоже был очень яркий.
А есть, наоборот книги, где автор, в первую очередь, стремится к исторической достоверности, но пишет, тем не менее, очень нудно. Как пример, мне вспомниась трилогия Э. Питаваля о Марии Стюарт. Событий в каждой части хватило бы на 10 романов, но ни один персонаж не прорисован достаточно ярко. Даже та же Мария, которая является главной героиней. 
Записан
Макарена
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 8152



E-mail
« Ответ #11 : 17 Сентября 2007, 20:05:50 »

Прус больше аллюзиями писал. Понятно, сегодня его намеки на современную ему Польшу малопонятны, но учитывать это стоит.
Но книга очень интересная, это верно.

Вообще не заметила никаких намеков :( просто как историческую и читала.
Мне о Египте больше Георга Эберса "Уарда" понравилась.
Записан

Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #12 : 17 Сентября 2007, 20:15:37 »

Вообще не заметила никаких намеков :( просто как историческую и читала.
Мне о Египте больше Георга Эберса "Уарда" понравилась.

А есть. Так, Херихор обычно отождествляется с Победоносцевым. Мне, кстати, "Уарда" не очень, а вот "Фараон" очень даже, хотя Эберс был египтологом, а Прус -- писателем, читавшим популярные книжки.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Макарена
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 8152



E-mail
« Ответ #13 : 17 Сентября 2007, 20:20:10 »

А есть. Так, Херихор обычно отождествляется с Победоносцевым. Мне, кстати, "Уарда" не очень, а вот "Фараон" очень даже, хотя Эберс был египтологом, а Прус -- писателем, читавшим популярные книжки.
Насчет Пруса согласна. "Эмансипированных женщин" очень люблю. Хотя  к античным не относится...
« Последнее редактирование: 17 Сентября 2007, 20:22:01 от Макарена » Записан

Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #14 : 17 Сентября 2007, 20:32:55 »

Насчет Пруса согласна. "Эмансипированных женщин" очень люблю. Хотя  к античным не относится...

Но вот фильм меня разочаровал. Декорации на уровне "Туманности Андромеды", а самое яркое впечатление -- отрезание подошвы ступней у умершего фараона. Ужастиков тогда не было ...
Книга же несравнимо ярче, хотя, скорее всего, и неправдоподобна. Утверждать определённо не берусь, но, скажем, так кажется.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #15 : 17 Сентября 2007, 20:58:56 »

Вообще не заметила никаких намеков :( просто как историческую и читала.
Мне о Египте больше Георга Эберса "Уарда" понравилась.
Я ее тоже читала, не обращая внимания на связь с современной Прусу политикой. В послесловие залезла еще до чтения, а потом делала паузы-пятиминутки мысленно ругаясь с критиком - такая захватывающая, экзотичная, душераздирающая история, а ее сводят к скучным политическим дрязгам. Вот это действительно :(.
Записан
Галина
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 797



E-mail
« Ответ #16 : 17 Сентября 2007, 21:42:06 »

Не знаю насчет Пруса, может он и специально проводил параллель Египет - Польша. Но, как говорила моя учительница литературы, почти любое произведение настоящего писателя любого века можно перенести в современность, и оно не утратит актуальности. Любовь есть любовь, предательство есть предательство, и борьба за власть существовала во все времена. А можно и наоборот, если книгу современного Писателя  (с большой буквы П) прочитают люди прошлых времен, убрав всю современную мишуру, то прекрасно его поймут. Со временем меняются вкусы, мода, но человеческая сущность остается прежней.
Можно напичкать повествование массой исторически верных деталей, но оно не станет интересным художественным произведением, если там не будет "живых" героев.

Во как сказала!
Записан

\\\\\\\"Видите ли… видите ли, сэр, я… просто не знаю, кто я сейчас такая"///////
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #17 : 18 Сентября 2007, 03:30:10 »

...
Во как сказала!

(улыбнувшись)
Уж не знаю, "как", но мне понравилось. Не выдержал, полез в СС Пруса. Из послесловия:

"Аллегорическая интерпретация"Фараона", конечно, ошибочна",-- писал пишет Генрих Маркевич,--единственное, о чём можно говорить, это об определённом влиянии иллюзий, какие были у Пруса в оношении Николая II , на формирование конфликта между Рамсесом XXII и Херихором....
Видите, подобные аллюзии были, их искали и иногда -- находили. Вообще, одним из героев "Фараона" является государство, и в каком-то смысле -- это роман именно о нём.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Марфа Посадница
"Есть прекрасное правило: не надо объяснять злым умыслом все то, что вполне объяснимо простым идиотизмом".
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 5206


г.Санкт-Петербург


E-mail
« Ответ #18 : 18 Сентября 2007, 10:40:20 »

А я не люблю художественные исторические книги, если в них нет "аромата" описываемой эпохи. Если убрать исторический антураж - и НИЧЕГО не изменится, то зачем такая книга нужна? Один Голливуд останется.

Люди одни и те же, ничто не ново под луной - да! Люди разных эпох отличаются друг от друга, неся отпечаток своего времени - да! И вот между этими взаимноисключающими "да" талантливый автор и должен, балансируя, пройти.

Редко встретишь что-то по-настоящему интересное. Потому, повзрослев, я почти перестала читать "исторические" художественные книги. Ну разве иногда какую-нибудь любовную историю, помещенную в декорацию, но это я не назвала бы "историческим" романом.
Записан

Слышишь этот грохот? - Это каждый кует свое счастье...
Макарена
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 8152



E-mail
« Ответ #19 : 18 Сентября 2007, 10:52:16 »

Можно напичкать повествование массой исторически верных деталей, но оно не станет интересным художественным произведением, если там не будет "живых" героев.

Мне кажется, что  историческую художественную литературу, мы и читаем для того, чтобы знать. Как они тогда жили, о чем говорили между собой, что ценили и что ненавидели. Именно "детали" и интересны. И вообще, как менялся мир.
Записан

Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз
Галина
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 797



E-mail
« Ответ #20 : 18 Сентября 2007, 19:03:07 »

Мне кажется, что  историческую художественную литературу, мы и читаем для того, чтобы знать. Как они тогда жили, о чем говорили между собой, что ценили и что ненавидели. Именно "детали" и интересны. И вообще, как менялся мир.

А я и не предлагаю вам что-то убирать из книг, я сказала "если". Речь идет о художественной исторической литературе. Мне интересны действия людей в рамках той или иной эпохи, как  нравы эпохи повлияли на людей, по мнению того или иного писателя. Но причины и мотивы поступков всегда одинаковы: добится власти, завоевать чье-то расположение и т.д. и т.п. Поэтому параллелей с современностью можно проводить сколько угодно.
А просто ради исторических деталей я читаю учебник по истории.
« Последнее редактирование: 18 Сентября 2007, 19:49:40 от Галина » Записан

\\\\\\\"Видите ли… видите ли, сэр, я… просто не знаю, кто я сейчас такая"///////
Макарена
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 8152



E-mail
« Ответ #21 : 18 Сентября 2007, 19:24:25 »

А я и не предлагаю вам что-то убирать из книг,

А я и не собиралась что то убирать из книг. Кажется, мы просто не поняли друг друга...
« Последнее редактирование: 18 Сентября 2007, 19:32:20 от Макарена » Записан

Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз
Галина
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 797



E-mail
« Ответ #22 : 18 Сентября 2007, 19:56:24 »

Наверно. Может и я где-то не точно выразила свою мысль.
Просто жанр один из любимых. Обидно, что сейчас почти не осталось толковых писателей в этом жанре.
Записан

\\\\\\\"Видите ли… видите ли, сэр, я… просто не знаю, кто я сейчас такая"///////
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #23 : 19 Сентября 2007, 02:34:15 »

(задумчиво так)
Есть ещё почти непаханое поле церковной истории. Если с Огнепальным ещё что-то найти можно, то про других героев я почти ничего. Вот разве Цвейг -- "Совесть против насилия"?
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #24 : 19 Сентября 2007, 03:17:18 »

(задумчиво так)
Есть ещё почти непаханое поле церковной истории. Если с Огнепальным ещё что-то найти можно, то про других героев я почти ничего. Вот разве Цвейг -- "Совесть против насилия"?

Я, пожалуй, честертоновские жизнеописания воспринимаю как художественную литературу; но вообще-то да - практически ничего нет, а жаль! сюжеты там были такие, что, встретив их где-нибудь в фэнтези, я бы решил, что автор явно через край хватил (вспоминаю историю о том, как за Арием-еретиком с туфлей по собору бегали... ну кто такое может придумать? а ведь было.)
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Papa Kot
Константин
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 7122



E-mail
« Ответ #25 : 20 Сентября 2007, 00:57:39 »

"У Понта Эвксинского" и "Восстание на Боспоре" - автора к сожалению не помню, но в детстве очень понравилось.
Записан
Вэл
Виталий
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 6652


Казахстан, г.Алматы


E-mail
« Ответ #26 : 20 Сентября 2007, 09:03:36 »

"У Понта Эвксинского" и "Восстание на Боспоре" - автора к сожалению не помню, но в детстве очень понравилось.
Автор- Виталий Полупуднев. "У Понта Эвксинского"-это название трилогии, куда входят романы:
1. Великая Скифия
2. Восстание на Босфоре
3. Митридат

отредактировано Ustas
« Последнее редактирование: 20 Сентября 2007, 15:04:42 от Ustas » Записан

Есть реки в пустыне, и есть пути в одиночестве, но нет ни рек, ни пути в том, кто растворился в других.
Марфа Посадница
"Есть прекрасное правило: не надо объяснять злым умыслом все то, что вполне объяснимо простым идиотизмом".
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 5206


г.Санкт-Петербург


E-mail
« Ответ #27 : 20 Сентября 2007, 10:00:08 »

Автор- Виталий Полупуднев. "У Понта Эвксинского"-это название трилогии, куда входят романы:
1. Великая Скифия
2. Восстание на Босфоре
3. Митридат

Большое спасибо за ссылки и напоминание о замечательных книгах, очень любимых мной в детстве. Интерес к истории у меня возник после них, в классе гд-то пятом.
« Последнее редактирование: 20 Сентября 2007, 15:06:07 от Ustas » Записан

Слышишь этот грохот? - Это каждый кует свое счастье...
Макарена
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 8152



E-mail
« Ответ #28 : 21 Сентября 2007, 16:55:25 »

 Торнтон Уайдлер  "Мартовские иды". О Юлии Цезаре. Переписка. С большим удовольствием читаю. С очень большим...
Записан

Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз
Эва
Библиоман
*******
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 2742


Ольга Мончегорск Мурманская область


E-mail
« Ответ #29 : 21 Сентября 2007, 22:15:01 »

Это фантазии на тему, но если автор талантлив - то выходит достоверно. Мне нравится выражение : "этого не было, но так вполне могло быть". Я за психологическую достоверность. Конечно и известные исторические факты должны учитываться.
:good:
Записан

Вбивая гвоздь в душу любимому человеку, помните что даже вытаскивая его своими извинениями, вы всё равно оставите там дыру.
Papa Kot
Константин
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 7122



E-mail
« Ответ #30 : 22 Сентября 2007, 02:23:13 »

Торнтон Уайдлер  "Мартовские иды". О Юлии Цезаре. Переписка. С большим удовольствием читаю. С очень большим...

Да, замечательная вещь !
Еще припомнил - "Лже-Нерон" Фейхтвангера, но припомнил практически только название и автора, все остальное успел позабыть. Как народ считает - стоит перечитать ?
Записан
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #31 : 22 Сентября 2007, 09:03:45 »

Еще припомнил - "Лже-Нерон" Фейхтвангера, но припомнил практически только название и автора, все остальное успел позабыть. Как народ считает - стоит перечитать ?
Если б написал не Фейхтвангер - стоило бы. А так, по сравнению с теми же "Лаутензаками" на порядок слабее. В общем, можно, конечно: в рамках фестиваля борьбы со склерозом.
Записан
befogme
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 28237


Тридевятое царство


WWW E-mail
« Ответ #32 : 22 Сентября 2007, 21:35:16 »

А я очень любила в детстве "Согдиану" Явдата Ильясова. :embar: Я вообще люблю истории про саков и массагетов, Томирис и Спитамена. Они мне как-то поинтересней кажутся, чем всякие древляне и кривичи. Хотя суть одна - дикари есть дикари. ;D
Записан

I'm not totally useless. I can be used as a bad example.
Papa Kot
Константин
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 7122



E-mail
« Ответ #33 : 22 Сентября 2007, 23:42:30 »

Если б написал не Фейхтвангер - стоило бы. А так, по сравнению с теми же "Лаутензаками" на порядок слабее. В общем, можно, конечно: в рамках фестиваля борьбы со склерозом.

Значит попробую "Лаутензаков" - я их не читал и даже не подозревал о их существовании. :undecided2:
Записан
Olla
Разум нуждается в книгах, как меч в точильном камне, чтобы не затупиться. (с)
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 813



E-mail
« Ответ #34 : 24 Сентября 2007, 23:29:30 »

Значит попробую "Лаутензаков" - я их не читал и даже не подозревал о их существовании. :undecided2:
Полное название "Братья Лаутензак" - но там не про античную историю, а вовсе даже про гитлеровскую Германию.
Записан
Nathalie
Кандидат в читатели
*
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 25



E-mail
« Ответ #35 : 02 Октября 2007, 14:01:37 »

Насколько достоверно изображают авторы античные времена. Вам не ответит никто.
Я с огромным удовольствием прослушала книгу Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". 17 часов звучания и два месяца я только радовалась пробкам. 
Записан
Leningradka
Критик
***
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 221


E-mail
« Ответ #36 : 12 Октября 2007, 16:58:57 »

Да, великий человек Гаспаров. Хотя этот пример выходит за рамки данной темы, т. к. не художественная, а популярная литература.
При этом написано не только умно и со знанием дела, но и сжато, увлекательно, прекрасным языком, с "живыми" героями, так что читатель действительно чувствует тот самый аромат эпохи.

Интересно, а почему романы Мэри Рено никто не вспомнил? Это ведь тоже исторические романы, очень талантливые и очень достоверные до малейших деталях ( с художественной точки зрения). При этом, как и у Мэри Стюарт, автор романов о Мерлине, фантастические детали изображаются с реалистической точки зрения: Минотавр - не человекобык, а человек, хотя жестокий и грубый "как животное", "кентавры" - что-то вроде неандертальцев и пр.
 Вот только перевод в отдельных деталях подкачал. Сам по себе он хорош, но переводчик, видимо, не осознает смысла некоторых слов, которые он использует.  Почему он называет аристократов "дворянами"? Вообще-то у этого слова несколько другое значение, не говоря уж о том, что оно принадлежит совершенно другой эпохе. Скорее всего, он имел в виду "придворных". Или "рыцари" в древней Элладе (скорее всего, имеются в виду все же "всадники").  Да и многочисленные "принцы".. как-никак начиная от Гнедича , если не раньше, в русской традиции принято называть правителей древней Эллады  "царями", а их сыновей, соответственно, "царевичами".

Записан
vailensya
Гость


E-mail
« Ответ #37 : 15 Октября 2007, 16:26:18 »

Вот недавно перечитала роман Мережковского "Юлиан Отступник". Правда, это про  период конца античности и языческой культуры. Из всего, что я читала о Юлиане , у меня сложилось впечатление, что  особа этого императора вызывала большую симпатию у многих писателей.(К примеру, у Ибсена тоже есть о нем очень большая пьеса) А вообще, мне  очень грустно читать книги про умирание язычества.Они такие печально-красивые.  Торжество христианства надолго отбросило человеческую культуру назад по сравнению с языческими цивилизациями.
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #38 : 15 Октября 2007, 16:57:47 »

По-моему, Вы здорово путаете торжество христианства (это вообще-то 4 век) и гибель античности (это 5/6-й); кроме того, античность - в христианской форме - вполне продолжала себе существовать в Византии :)
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
rusallo4ka
Алла
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7352



E-mail
« Ответ #39 : 18 Октября 2007, 00:22:18 »

Торжество христианства надолго отбросило человеческую культуру назад по сравнению с языческими цивилизациями.

 :o :no: :ja_protiv:

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Важное отличие раннехристианской церковной архитектуры: резкий контраст между внешним видом и внутренним убранством. Снаружи простая кирпичная кладка стен лишена каких-либо украшений. Но стоит войти в саму церковь, как аскетичность и своего рода «антимонументальность» фасада уступает место роскошному внутреннему убранству.
Возник новый замечательный вид изобразительного искусства — раннехристианская настенная мозаика. Обширные по площади и сложные по композиции настенные мозаики, типичные для раннехристианского искусства, практически не имеют прецедентов. То же самое можно сказать и о материале - смальты, из которого они выполнены.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
Первый «золотой век»
Прекраснейшие памятники первого «золотого века» (526—726) находятся не в Константинополе (где многое было разрушено), а в Равенне - оплотом византийцев в Италии. Наиболее выдающейся постройкой того времени является церковь Сан-Витале. Очевидно, она была придворной, и сам император или его окружение имели отношение к ее постройке. Это доказывается получившими широкую известность мозаиками, размещенными справа и слева от алтаря. На них мы видим новый идеал человеческой красоты - высоких стройных людей с маленькими ступнями, некрупными удлиненными лицами, на которых выделяются большие, пристально глядящие на зрителя глаза. Скрытые под складками тканей тела, кажется, способны лишь на медлительные церемониальные жесты и ношение величественных одеяний.
Среди константинопольских памятников эпохи Юстиниана выдающееся место занимает построенная в 532—537 гг. церковь Св. Софии. Это уникальный шедевр архитектуры того времени. Входя внутрь храма, ощущаешь его невесомость. Перед нами - распахнутое пространство, в котором ниши, апсиды, арки — подобны наполненным ветром парусам корабля. Удивительная византийская архитектурная эстетика находит свое логическое завершение. Здесь ключевую роль, как никогда прежде, играет свет. Купол парит, поскольку у его основания находится ряд близко расположенных окон, а в стенах самого храма их столько, что те приобретают прозрачность кружевной занавеси, а золотое мерцание мозаик создает иллюзию «нереальности» этого мира.
Второй «золотой век»
Иконопись возникла еще у первых христиан на основе традиций греко-римского портрета. Являясь культовыми предметами, иконы должны были строго соответствовать существующему канону. Иконописцам надлежало неукоснительно придерживаться определенных образцов, устоявшихся правил. Особенности, характерные для второго «золотого века»: грациозная поза, прекрасно выписанные складки одежды, тихая печаль на лице Богородицы, «архитектурные» формы тщательно выписанного трона. Однако все детали на этой иконе стали как бы абстрактными. В результате возникает странный эффект: изображение не является ни плоскостным, ни пространственным — оно становится «полупрозрачным», напоминающим западноевропейский церковный витраж. Создается впечатление, что изображенное на иконе озарено исходящим из ее глубины светом. И это почти соответствует истине: под тонким слоем краски лежит прекрасно отражающая свет золотая поверхность, которая и образует блики, нимбы и фон, так что даже тени не кажутся напрочь лишенными света.
ГОТИКА
В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей. Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о  боге.  И  люди  стали  возводить  храмы  невиданной  раньше архитектуры. Христианская  религия учила, что сам человек и  его  тело  греховны.  Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной. Отсюда и возникло стремление  средневековых  мастеров  воплотить  в облике человека его переживания и чувства. Задача  была  в  передаче  душевного  порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза,  подчёркивали  скорбные  складки лица, вытягивали фигуры. Они  сумели  создать  бессмертные  произведения,  в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека. С начала XI в. наступил расцвет городов. Важной как никогда стала роль епископов и городского духовенства. Вот почему готику можно назвать «великой эпохой кафедральных соборов». АРХИТЕКТУРА Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. Главным  украшением  города  был  собор, который сооружали десятки,  а  иногда  даже  сотни  лет.  Готические  соборы кажутся лёгкими  и  прозрачными  от  множества  огромных  окон.  Они  словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты  крыш,  стрельчатые  арки,  высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление  стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших готических соборов  достигает  150 метров. Готические соборы не только высоки, но  и  также  очень  протяженны. И с каждой точки собор смотрится по-новому. Готический  собор  необозрим,  часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый  из  его  фасадов со своим порталом индивидуален. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во  Франции  и  Германии.  Но  и  в  Италии  есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным  улочкам Милана идёшь к центру города,  перед  глазами  высятся  бесконечные  ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе  с  тем  стройный,  он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в  Европе  мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный,  но  совсем не редкий при строительстве  готических  соборов,  их  часто  достраивали  и перестраивали.
Записан

Всё, что ни делается - делается в Китае))
Марфа Посадница
"Есть прекрасное правило: не надо объяснять злым умыслом все то, что вполне объяснимо простым идиотизмом".
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 5206


г.Санкт-Петербург


E-mail
« Ответ #40 : 18 Октября 2007, 09:24:35 »

Спасибо, РусАллочка!
Я вчера хотела написать про византийское искусство как настоящую наследницу античности, да работа замордовала.
Записан

Слышишь этот грохот? - Это каждый кует свое счастье...
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #41 : 18 Октября 2007, 10:56:16 »

Да... это всегда было для меня жутко обидно - говоря о конце античности, Византию как-то забывают :( а ведь её жители, ничтоже сумняшеся, около 1000 лет называли себя "ромеями" и считали, что падение Рима - это ещё не конец истории....
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Leningradka
Критик
***
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 221


E-mail
« Ответ #42 : 26 Октября 2007, 16:29:57 »

А если учесть, что Киевская и вообще допетровская Русь была в известной степени наследницей Византии, то античное наследие  продержалось еще дольше..
Кстати, этой гипотезы придерживался в "Искусстве Древней Руси" Лев Любимов.  Вкратце его  система взглядов выглядела так: древней Руси "повезло"  принять эстафету античного наследия с минимальным количеством посредников, т. е . непосредственно от Византии, хотя Византия - это не Античность в чистом виде. Западной Европе предстояло "прикоснуться" к Античности много столетий спустя (я имею в виду Возрождение),  а у нас все это было с самого начала. Автор подчеркивает "эллинскую гармоничность" у Андрея Рублева etc.
Записан
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #43 : 15 Ноября 2007, 00:36:41 »

Замечательные книги по античной истории
Александр НЕМИРОВСКИЙ "Слоны Ганнибала", "За столбами Мелькарта", "Пурпур и яд".
Они, правда, больше на детей рассчитаны, но и взрослым читать можно. Автор - профессиональный историк, но и пишет неплохо.
Записан
Комочек шерсти
Анастасия
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 707


блондинка с хвостиком


E-mail
« Ответ #44 : 19 Ноября 2007, 19:34:31 »

Цитировать
Это фантазии на тему, но если автор талантлив - то выходит достоверно. Мне нравится выражение : "этого не было, но так вполне могло быть". Я за психологическую достоверность. Конечно и известные исторические факты должны учитываться.
Не вполне согласна. Я читала книгу И.Измайловой - Троя. Это было ..смешно. Только уникальный человек мог так искаверкать Гомера, чтобы от Трои только конь остался :P Книга  , жаль ее нет в библиотеке, хоть и не достоверна, но написана таким языком, никаких современных слов, манера разгавора, повествования, вообщем на 2 дня как будто оказываешься в Греции. (там правда мексиканский сериал - потерянные дети и Ахилл брат Гектора, но хотя бы за это :o стоит уважать автора.
Записан

Ветер задувает свечу, но раздувает костер.
Shadow J
И скучно, и грустно, и в голову некому дать
Критик
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 237



E-mail
« Ответ #45 : 19 Ноября 2007, 20:33:49 »

Очень сильно написали Олди-Валентинов Ахейский цикл...Валентинов вообще как историк весьма сильно пишет книги на историческую тематику - чувствуется знание деталей эпохи.
Записан

There is no such thing as "humble opinion".
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #46 : 19 Ноября 2007, 20:59:20 »

Очень сильно написали Олди-Валентинов Ахейский цикл...Валентинов вообще как историк весьма сильно пишет книги на историческую тематику.

А Валентинов как историк по какой эпохе специалист? Я читал его "Небеса ликуют", так там обнаружилось несколько грубых хронологических ошибок.
Записан
Shadow J
И скучно, и грустно, и в голову некому дать
Критик
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 237



E-mail
« Ответ #47 : 19 Ноября 2007, 21:08:18 »

Так не скажу... Знаю точно, что он учавствовал в нескольких археологических раскопках Херсонеса. Так что думаю античные греки для него самое оно. Есть много его страничек в нете, если интересны детали.
Записан

There is no such thing as "humble opinion".
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #48 : 07 Февраля 2008, 11:31:13 »

Странно, а что в этой теме никто "Таис Афинскую" не вспомнил? Как раз из самой что ни на есть античной истории. Правда, автор, к сожалению, допустил ряд фактических ошибок. Впрочем, роман издан посмертно, может просто не успел довести до ума, а редакторы не позаботились.
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #49 : 07 Февраля 2008, 16:35:29 »

Так не скажу... Знаю точно, что он учавствовал в нескольких археологических раскопках Херсонеса. Так что думаю античные греки для него самое оно.

Античные - возможно, а вот по крито-микенской культуре у него столько ляпов и нестыковок - жуть :(
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Исторический роман  |  Тема: Художественная литература об античной истории « предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by SMF 2.0.9 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC