Литература > Остросюжетная литература

Дэн Браун

(1/220) > >>

docck:
Только что прочитал вот эту заметку:


--- Цитировать ---Метаплагиат
Литературно-судебный казус с элементами детской наивности

Александр Донде

  Позвонила знакомая из Америки и спрашивает: читали «Код да Винчи»? Потрясающе. Обязательно прочитайте. Потом последовали советы из Израиля, из Петербурга, из Берлина.
Сперва я всем просто обещал, что обязательно прочту, первым делом завтра с утра. Но все как-то руки не доходили. Тогда я из любопытства спросил очередного советчика: про что хоть книга-то? Он рассказал. Выслушав его ответ, я вспомнил старый анекдот про Рабиновича. Попробовав пива, Рабинович сказал: мне кажется, что это пиво кто-то до меня уже пил.
Послушай, сказал я собеседнику, это странно выглядит. Я уже читал все это лет 20 назад. Но это была другая книга и другие авторы. Пахнет плагиатом. Мой собеседник почти обиделся. Я его понимаю. В самом деле, читаешь гениальный роман, а потом оказывается, что это подделка. Так же, как с бриллиантом. Обидно ведь узнать, что тебе всучили стекляшку. 
Между тем Дан Браун, состряпавший роман «Код да Винчи», сделал именно это. Он всучил миллионам простодушных зевак самую элементарную стекляшку. Или, если угодно, продал им пиво, уже бывшее в употреблении.
Все мои знакомые, кому я пытался открыть глаза, смотрели на меня с недоверием и сожалением. Им казалось, что я злопыхатель и пытаюсь бросить тень на их литературные вкусы. Увы, прав был я, а не они.
Весь материал романа «Код да Винчи» просто-напросто переписан из книги Бейджента, Ли и Линкольна «Святой Грааль и Святая кровь».
Браун испортил это элегантное и увлекательное фантастически-документальное повествование топорной  беллетристической рамкой – только и всего. Дело о плагиате висело в воздухе.
И неизбежно материализовалось 3 октября. Газета «Дейли телеграф» сообщила, что Майкл Бейджент и Ричард Ли подали в суд на издательство, пустившее в оборот изделие Дана Брауна.
Чем кончится дело, сказать трудно. Судебное препирательство будет вестись, скорее всего, вокруг технического определения плагиата, и тут, наверное, адвокаты издательства окажутся в более выгодной позиции. Браун вывернется.
Но этот случай плагиата интересен не только как судебный казус. Это во многих отношениях знамение нашего времени.
Прежде всего бросается в глаза абсолютно гротескная деталь. Арт-рынок переполнен плагиатом и подделками. Часто плагиат замаскирован и выглядит просто как имитация и подражание. В живописи и кинематографе копии и «переделки» – обычная и легальная практика. Да и прямого плагиата хватает. Но обычно все это происходит либо на особом рынке копий и подделок, либо на периферии литературы. Чаще всего малоизвестные авторы
крадут у таких же малоизвестных. Реже известные авторы у малоизвестных. Еще реже – наоборот. Но трудно припомнить другой такой случай, когда плагиат совершился бы в самом центре массового рынка, в секторе бестселлеров.
Ибо книга Бейджента, Ли и Линкольна тоже бестселлер, принесший авторам огромное состояние. Они не какие-нибудь провинциальные гении, неосторожно предложившие свою самоделку сомнительному издательству, где у них рукопись украли и отдали какому-нибудь своему парню. Они сами у всех на виду.
Их репутация как исследователей не лишена скандальности. Лет 15 назад я спросил у одного профессионального библеиста, что он думает по поводу их исторических гипотез, и он буквально на стену полез. Авторов он назвал мошенниками, шулерами.
Многое в книге «Святой Грааль и Святая кровь» выглядит подозрительно. В конце 90-х годов Би-би-си, делавшая телепрограмму по поводу еще одной переделки книги Бейджента, Ли, Линкольна, установила, что якобы документальный первоисточник сведений о таинственном кладе иоаннитов в альбигойской церкви в Провансе и об ордене Святого Сиона был-таки
фальшивкой. Накрученные вокруг них вариации, однако, полны тонких наблюдений и остроумных интерпретаций. Авторы выстроили сложную конструкцию и с поразительной изобретательностью насадили на нее половину европейской истории. Роскошное сочинение.
В 80-е годы «Святой Грааль и Святая кровь» продавалась во всех киосках в аэропортах, и ее покупали и читали миллионы. Как кому-то могло прийти в голову уворовать книгу, которая была у всех на виду, кажется невероятным.
Браун, скорее всего, не ловкий литературный вор, знающий, что он делает и сознательно рискующий. В его плагиате есть элемент детской наивности. Он, наверное, думает, что никакого плагиата тут нет. Типичная постмодернистская ментальность. Автор умер. Правда – кривда. Бога нет, и все можно. Тррах дерридох дерридох дерридох... Деррида умер, да здравствует Деррида. Или Браун присвоил прочитанное, сам этого не заметив.
Ну а что издательство? Бейджент и Ли подали в суд именно на издательство, справедливо полагая, что контрольная функция была за ним.  Куда смотрело издательство? Либо оно внимательно изучило ситуацию и решило, что в случае судебного иска сумеет отбиться. Либо в издательстве сидят такие же дан-брауны, которые просто не воспринимают случившееся как плагиат. Либо в издательстве просто ничего не заметили. Последнее кажется невероятным. Между тем это, может быть, и есть самое простое и правдоподобное. В
издательствах работают пентюхи. Иногда возникает подозрение, что рукописей они часто даже не читают, издавая книги только в расчете на рыночный потенциал биографической справки и фотографии автора, а также знаковый потенциал книги, легко обозначаемый на обложке и в аннотациях. В данном случае это «Иисус». Полупорнографический интерес к Иисусу со времен поп-оперы Уэббера и романа Булгакова не ослабевает.
Ну а что же его благородие читатель? Мой особый комплимент русскому читателю. «Святой Грааль и Святая кровь» есть в русском переводе. Я видел краем глаза пару томиков в одном книжном магазине в Москве лет пять назад. Меня несколько удивило, что книга продается не во всех киосках в метро, а в ультраинтеллектуальной снобистской лавке, да еще стоит среди академических книг по истории. Но никто из моих знакомых ничего про нее не слыхал. Она не стала интеллигентским бестселлером. Мои интеллигентные друзья ждали, когда им явится Дан Браун. В этой коллизии все до предела нелепо.
И наконец, эта история поучительна еще в одном отношении. Интересна судьба бестселлеров. Они, как мы видим на примере книги Бейджента, Ли, Линкольна, держатся полтора поколения, а потом не просто пропадают с лотков, а исчезают из памяти читателей. Каждому новому поколению кухня должна приготовить новое блюдо. Оно вовсе не новое, но должно быть подано как новое. Для этого нужно совсем немного. Дан Браун наглядно показал, что достаточно просто приделать к старой картине новую раму. Или залить уже выпитое пиво в новую бутылку.
--- Конец цитаты ---
Оригинал здесь: http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3057&art_id=5551
Вот заметка из The Daily Telegraph: http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml.../ixnewstop.html


--- Цитировать ---Da Vinci Code bestseller is plagiarism, authors claim
(Filed: 03/10/2004)

Jesus conspiracy novel has earned £140 million, but now two academic writers say that their historical work preceded it by 20 years, reports Elizabeth Day
It is the biggest-selling adult fiction book of all time and has earned its author a reputed £140 million with its plot about a global conspiracy to suppress Christ's marriage.
The Da Vinci Code has sold more than 12 million copies and has been translated into 42 languages. But now two writers are suing its publishers, claiming that it was copied from their bestseller that first appeared more than 20 years ago.
Michael Baigent and Richard Leigh claim that Dan Brown, the 39-year-old former English teacher from New Hampshire, has "lifted the whole architecture" of the research that they carried out for their non-fiction work The Holy Blood and the Holy Grail, which they co-wrote with Henry Lincoln.
They claim that the similarities between the two books are such that they have no choice but to sue Random House, whose imprint Doubleday is the publisher of Brown's novel.
Leigh told the Telegraph after issuing the writ: "It's not that Dan Brown has lifted certain ideas because a number of people have done that before. It's rather that he's lifted the whole architecture - the whole jigsaw puzzle - and hung it on to the peg of a fictional thriller."
The Da Vinci Code tells the story of a Harvard professor who stumbles across a conspiracy to suppress Jesus Christ's marriage to Mary Magdalene and his fathering of a royal bloodline.
Baigent and Leigh claim that the novel's premise and chunks of factual research are plagiarised from their original historical hypothesis, which has sold more than two million copies despite being denounced by several Church commentators as "pseudo-history". Baigent said: "Whether our hypothesis is right or wrong is irrelevant. The fact is that this is work that we put together and spent years and years building up."
The Holy Blood and the Holy Grail was based on six years of research and hypotheses that Jesus married Mary Magdalene and founded a royal bloodline protected by a series of esoteric societies including the Knights Templar and the Priory of Sion, one of whose "Grand Master" heads is claimed to have been Leonardo da Vinci.
The authors argue that Brown lifted their all-important list of the Grand Masters, who supposedly guarded the secret documents pertaining to Christ's bloodline, without acknowledgement.
The only mention of their book is when the villain of The Da Vinci Code, an eccentric English historian called Sir Leigh Teabing, lifts a copy off his bookshelf and says: "To my taste, the authors made some dubious leaps of faith in their analysis, but their fundamental premise is sound."
The name Leigh Teabing is an anagram of Leigh and Baigent, the authors point out, while his physical description - he walks with the aid of crutches - is allegedly based on the third author, Henry Lincoln, who walks with a limp.
Lincoln has decided not to be part of the copyright action because of ill health, but is said to support it.
"We are being lumped in with Dan Brown's work of fiction and that degrades the historical implication of our material," Baigent said. "It makes our work far easier to dismiss as a farrago of nonsense.
"Issuing the writ is not something we have done lightly, but we feel that we have no choice."
Paul Sutton, a lawyer from the City firm Orchard, who is representing Baigent and Leigh, was unavailable for comment.
Whatever the outcome of the forthcoming legal action, the ensuing publicity is unlikely to do any harm to the sales of either book.
--- Конец цитаты ---

Оригинал книги у меня есть, могу поделиться, просто моя очередь на чтение достаточно растянута и раньше чем через две недели я читать ее не начну. Если кто надумает выложить книгу в библиотеку, то обрботанный rtf файл могу сбросить (у меня что-то никак не получается превратить книгу, чтобы робот-приемщик не ругался).

И, наконец, русский перевод из библиотеки Машкова: http://lib.ru/HISTORY/EUROP/parcifal.txt

Oleg_From_Israel:
Я человек не принципиалный и наверно поэтому считаю, что
если литературное произведение доставило удоволствие и дало
неболшую информацию к размышлению милионам людей, то ему (произведению) стоило появляться на свет. Тем более что плагиат скорее информативный чем литературный.

П.С. Лично мне книга не очень понравилась - есть лучьше.  

Mihail_IvM:
Не знаю, почему для кого-то явилось откровением то, что Дэн Браун использовал и УПОМИНАЛ в "Коде да Винчи" книгу
Michael Baigent, Richard Leigh, Henry Lincoln "The Holy Blood and the Holy Grail" London, 1982

Он не только ее упоминал, но и знал что затем последует .
Две по-быстрому найденные цитаты:

- Послушайте, Роберт, - сказал он после паузы, - поймите меня правильно. Мне нравится ваша работа, мы с вами всегда прекрасно ладили. Но если я соглашусь напечатать эту книгу, то целые месяцы под окнами моего издательства будут стоять пикеты. Кроме того, она просто пагубна для вашей репутации. ... Скажите, есть ли у вас хоть какие-то надежные доказательства, подтверждающие эту версию?
Лэнгдон улыбнулся и достал из кармана твидового пиджака листок бумаги. Протянул его Фаукману. То был библиографический список из пятидесяти наименований - книги известных историков, как современных, так и средневековых. Многие из этих книг давно стали своего рода научными бестселлерами. ...
- Да, кое-кого из этих авторов я действительно знаю. Они... настоящие историки!
Лэнгдон усмехнулся:
- Так что, как видите, Джонас, это не только моя теория. Она уже давно вселилась в умы. Я просто выстраиваю на ней свою книгу.



Тибинг, достал с полки книгу в потрепанной обложке и протянул ей.
Софи прочла название:

СВЯТАЯ КРОВЬ, СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ

Всемирно признанный бестселлер
Софи с недоумением подняла глаза:
- Всемирно признанный бестселлер? Странно, но я никогда о нем не слышала.
- Вы были слишком молоды, дитя мое. В восьмидесятые годы эта книга произвела настоящий фурор. На мой взгляд, авторам не хватило смелости довести до логического конца свой анализ. Но мыслили они в верном направлении. И еще, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс.
- Ну а какова же была реакция Церкви на эту книгу?
- Она, разумеется, привела священников в полное бешенство. Чего и следовало ожидать.


Конец цитаты.
Чего и следовало ожидать. Вопрос на засыпку ПОЧЕМУ?





 

Нэд Нуарб:

--- Цитировать --- И еще, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс.

--- Конец цитаты ---
:o  А я, грешный, думал, что "идею о царском происхождении Христа в умы широких масс "  "сумели внедрить"  св. Матфей и св. Лука  B)

Леонид:
Плагиат не нелагиат , да какая разница ? Некмпир тоже идеи у других брал , ну и что ? rolleyes:

Прочитал я эту книжку . Ну непойму , чего изза такой достаточно средненькой вещицы ажиотаж ? Просто наверное сорри , но срабатывает стадный инсктинкт  :D Мода тек сказать . :) Да эту книгу через год два забудут и никто невспомнит ! Ничего в ней достойного нет , однозначно .  :D  :lol:  :P  

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии