Форум Альдебаран
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
19 Сентября 2018, 18:41:02

Войти
Перейти в Библиотеку «Альдебаран»
Наш форум в версии для PDA (КПК)
Наш форум в версии для WAP

Наш форум переехал на новый сервер. Идет настройка работы сайта.
1187468 Сообщений в 4356 Тем от 9549 Пользователей
Последний пользователь: Nora.05
* Начало Помощь Календарь Войти Регистрация
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Полемика (Модераторы: Chukcha2005, Макарена)  |  Тема: Гайдар 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: Гайдар  (Прочитано 16977 раз)
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« : 29 Ноября 2010, 09:38:40 »

Гайдара я не читал и не перечитывал давно, с детства, наверное.
Но недавно нашел статью Чудаковой за 1990 г. МАРИЭТТА ЧУДАКОВА. "СКВОЗЬ ЗВЕЗДЫ К ТЕРНИЯМ" Вообще-то статья посвящена была Солженицыну (ну, о чем же ещё могли писать интеллигенты в 90-е), но в ней кроме прочего были замечательные наблюдения над советской литературой сталинской эпохи, и в частности, уделено внимание судьбе барабанщика.
Статью я отсканил и выложил у себя http://ujazz.narod.ru/bookshelf.html

А вот цитата из статьи:

Цитировать
В «Судьбе барабанщика» А. Гайдара (1939), одном из самых интересных сочинений конца 30-х годов, сложно сочетались разные пласты художественной реальности, разные способы связи художества с материалом. Подобно тому как в рассказе Уэллса два путника идут по дороге навстречу друг другу в разных эпохах — в далеком прошлом и в современности, — так в этой повести рисуется один мир, вернее, туманная, плывушая проекция этого мира, а сквозь него проглядывает или, скорее, подает неясные сигналы другой.
Читает книжку герой о мальчике-барабанщике, которого заподозрили в измене, а его смелые поступки в помощь своему отряду присвоил себе толстый и трусливый музыкант. «Ярость и негодование охватили меня при чтении этих строк, и слезы затуманили мне глаза... "Это я... то есть это он, смелый, хороший мальчик, который крепко любил свою родину, опозоренный, одинокий, всеми покинутый, с опасностью для жизни подавал тревожные сигналы"».
Стоит вглядеться в страницы этой повести — она рассчитана была, несомненно, на медленное чтение.
«...у меня заболела голова и пересохли губы...» И несколькими страницами дальше:
«Очнулся я уже у себя в кровати. Была ночь. Свет от огромного фонаря, что стоял у нас во дворе, против метростроевской шахты, бил мне прямо в глаза. Пошатываясь, я встал, подошел к крану, напился <...>
И опять, как когда-то раньше, непонятная тревога впорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осторожно присела у моего изголовья и, в тон маятнику от часов, стала меня баюкать:
Ай-ай!
Ти-ше!
Слы-шишь?
Ти-ше!»
Физическая разбитость; боль, свет бьет ночью прямо в глаза. И снова чтение: «...читал старую «Ниву». Мелькали передо мной портреты царей, императоров, русских и не русских генералов. Какие-то проворные палачи кривыми короткими саблями рубили головы пленным китайцам. А те, как будто бы так и нужно было, притихли, стоя на коленях. И не видать, чтобы кто-нибудь из них рванулся, что-нибудь палачам крикнул или хотя бы плюнул».
И снова тревога, не объяснимая ни героем, ни автором, но окутывающая читателя: «Я вышел и в тамбуре остановился. Окно было распахнуто. Ни луны, ни звезд не было. Ветер бил мне в горячее лицо. Вагон дрожал, и резко, как выстрелы, стучала снаружи какая-то железка. «Куда это мы мчимся? — глотая воздух, подумал я. — <...> Эх, поехали! Эх, кажется, далеко поехали!»
То рубят головы, но давно, на картинках, то звучат вроде бы выстрелы, ан и не выстрелы, то выбегает с топором человек, кричит что-то странное:
«Волосы ее были растрепаны, и она что-то кричала.
Тотчас же вслед за ней из кухни с топором в руке выбежал ее престарелый сын; лицо у него было мокрое и красное.
— Послушай! — запыхавшись и протягивая мне топор, крикнул он. — Не можешь ли ты отрубить ей голову?
— Нет, нет, не могу! — завопил я, отскакивая. — Я... я кричать буду!
— Но она же, дурак, курица!» Ах, курица, это курица... «— Нет, нет!— еще не оправившись от испуга, бормотал я. — И курице не могу... никому не мог у...»
Нет, не совсем все-таки это курица... «Вы погодите... Вот придет дядя, он все может».
Что же это за мир, в котором все может произойти, хотя ничего вроде не происходит? «Я пробрался к себе и лег на кровать». «Пробрался» вроде бы мальчик, но «к себе» — это уже взрослый; и так всегда у Гайдара. «Было теперь неловко, и я чувствовал себя глупым. Чтобы отвлечься (так мальчик все же или взрослый, замученный странной, тягостно-необъяснимой жизнью? — М. Ч.), я развернул и стал читать газету». (Взрослый, взрослый! Все они в те годы с утра впивались в газеты.) «Прочел передовицу. В Испании воевали, в Китае воевали. Тонули корабли, гибли под бомбами города. А кто топил и кто бросал бомбы, от этого все отказывались». Не про нас, не про нас, но все же гибель ходит где-то рядом.
«А на горе, над обрывом, громоздились белые здания, казалось — дворцы, башни светлые, величавые. И пока мы подъезжали, они неторопливо разворачивались, становились вполоборота, проглядывая одно за другим через могучие каменные плечи, и сверкали голубым стеклом, серебром и золотом. <...>
— Это что? — как в полусне, спросил я, указывая рукой за окошко».
И правда, не в полусне ли все — и герои, и автор, и читатели? Настоящее — мираж будущего. Все время — иллюзия вот-вот готовой объявиться прекрасной жизни. Не продолжение ли это «Чевенгура» А. Платонова? Как в пустыне, движутся все за миражем, слыша и не слыша выстрелов, видя и не видя льющейся крови, льющейся где-то там, в невидимой или призрачной, как на книжной странице, действительности.
«Светел и прекрасен был этот веселый и зеленый город. Росли на широких улицах высокие тополи и тенистые каштаны. Раскинулись на площадях яркие цветники. Били сверкающие под солнцем фонтаны. Да как еще били!» Что же это за город, где находится? Не в Государстве ли Солнца?
«Рвались до вторых, до третьих этажей, переливали радугой, пенились, шумели я мелкой водяной пылью падали на веселые лица, на открытые и загорелые плечи прохожих.
И то ли это слепило людей южное солнце, то ли не так, как на севере, все были одеты — ярче, проще, легче, — только мне показалось, что весь этот город шумит и улыбается.
— Киевляне! — вытирая платком  лоб, усмехнулся дядя. — Это такой народ! Его колоти, а он все танцевать будет».
И вот в другом месте «дядя», самый реальный и самый двусмысленный персонаж повести, «лукаво глянул на меня и, ударив по струнам, спел такую песню:
Скоро спустится ночь благодатная,
Над землей загорится луна,
И под нею заснет необъятная
Превосходная наша страна.
Спят все люди с улыбкой умильною,
Одеялом покрывшись своим,
Только мы лишь, дорогою пыльною
До рассвета шагая, не спим».
Песня эта отделяет фальшивый, изображаемый мир, где кто-то, возможно, и спит «с улыбкой умильною» (но кто? уже почти никто в том году, когда пишется повесть, только в кино, только в книгах), знать не зная про мир другой, от которого и отделен он невидимой чертой. А кто-то, находящийся как бы на грани двух этих миров, вообще не спит, ожидая с минуты на минуту вторжения неведомого, но страшного, ирреального (так как о нем ничего почти не известно), но более, чем этот, реального.
Тот, реальный мир, мощно притягивающий к себе лишь одним — своей реальностью, просовывает свои руки меж картонных деревьев парка культуры, среди веселых и страшных масок. Герой не знает, кто такой «дядя», но они с ним из одного мира — реального. «Дядя» потому и получается у Гайдара столь выразительным, что за ним не выраженный, неизвестный псевдосчастливчикам из парка культуры неподдельный мир. И в вагонном рассказе «дяди» вдруг проступают самые подлинные реалии скрытой от глаз современника жизни — «Узник же получал, как вы сами понимаете(!), всего шестьсот граммов, то есть полтора фунта», — «Дядя» издевался над теми, кто еще не сидел и не знал того мира. «Ведь ничего этого вовсе так не бывает...» — подает слабый голос один из слушателей. Но как бывает? Этого здесь не знает никто.
Один из важных в создании этой двойственности фрагментов — описание станции московского метрополитена.
На двойное прочтение настраивает (вольно или невольно — такой вопрос был бы неправомерен здесь, как, впрочем, и почти везде в литературе), становясь одновременно частью одного, явного, и другого, неявного, текста, первая же фраза:
«Точно кто-то за мной гнался, выскочил я из дому и добежал до метро. Поезда только что прошли во все стороны, и на платформах никого не было.
Из темных тоннелей дул прохладный ветерок. Далеко под землей тихо что-то гудело и постукивало. Красный глаз светофора глядел на меня не мигая, тревожно».
Это тянет из весьма далеких тоннелей могильным холодом, преобразованным в прохладный ветерок, это оттуда глядит тревожно красный глаз невидимой, но миллионами ощущаемой беды и гибели. Снова появляется стишок-заклинание: «И опять я заколебался.
Ай-ай!
Ти-ше!
Слы-шишь?
Ти-ше!»
И вот тревожное ожидание разрушается: «Вдруг пустынные платформы ожили, зашумели. Внезапно возникли люди. Они шли, торопились. Их было много, но становилось все больше — целые толпы, сотни...»
Кто эти сотни?.. Из какого мира?
А в конце повести перифраз из уже запрещенной к тому времени — из-за Ягоды и других имен — книги о Беломорканале: «Я взрывал землю, я много думал и крепко работал. И вот меня выпустили...»
...Как будто бы звуки будущей речи автора и героя «Одного дня...» слышны и на некоторых страницах самой этой страшной книги. Вот начало одной из главок:
«Уже четыре месяца Костюков на канале, но вставать ему каждый раз трудно.<...> Костюков закрыл глаза. Вероятно, в деревне сейчас бабы тоже повставали. Затопили печи. Или, может быть, на печи еще греются? Дали моей-то трудодни? — спохватывался он. <...> — Ну, ты, глина смоленская, — дергает кто-то Костюкова за ногу. — Размечтался. Дожидаешься бабы. Она тесто ставит.
Общий хохот раздался у него над ухом. И Костюков вскочил на ноги взъерошенный. Кинулся к огню.
— Братцы, — взмолился он тотчас. — Товарищи, что же это, украли мои валенки и положили сгорелые. Как же я на работу теперь пойду? Ведь других валенок мне сегодня не выдадут?!
— Пойдешь, — уверенно ответил Паруга (десятник. — М. Ч.), — обмотаешься и пойдешь. Что же мне терять из-за тебя проценты!
Процент — это слово, как нательная рубаха, было понятно Костюкову. Знал: выполни процент — отворится тебе все. И в ларек пропуск дадут, и билетик в кино, и свидание с родными. За большой процент дни засчитывались — три за пять».
Как осколки натурального металла торчат среди фальшивой породы то там, то сям точные реалии и интонации:
«— Ну, ты, идешь, что ли, пошевеливайся! — прикрикнул на Костюкова Цыган.
Костюков намотал на ногу тряпье, сунул ее в дырявый валенок и выбежал вслед за остальными. <...> Удивляла Костюкова также бодрость начальников-чекистов. Костюков видит, как вот уже три часа над котлованом недвижно стоит человек. Вероятно, мороз пробирает его люто. Тачку возишь и то остываешь, а этот стоит один на ветру. Но все он смотрит, все замечает» («Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства». М. 1934, стр. 380—381, 383—384).

После этого я Судьбу барабанщика стал перечитывать.
Может, стоит поговорить о Гайдаре?
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2010, 09:41:33 от Серафим » Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #1 : 29 Ноября 2010, 09:49:43 »

Гайдара я не читал и не перечитывал давно, с детства, наверное.
Но недавно нашел статью Чудаковой за 1990 г. МАРИЭТТА ЧУДАКОВА. "СКВОЗЬ ЗВЕЗДЫ К ТЕРНИЯМ" Вообще-то статья посвящена была Солженицыну (ну, о чем же ещё могли писать интеллигенты в 90-е), но в ней кроме прочего были замечательные наблюдения над советской литературой сталинской эпохи, и в частности, уделено внимание судьбе барабанщика.
Статью я отсканил и выложил у себя http://ujazz.narod.ru/bookshelf.html

А вот цитата из статьи:

После этого я Судьбу барабанщика стал перечитывать.
Может, стоит поговорить о Гайдаре?

Конечно стоит, это замечательный писатель. Я мог бы привести слова о нём и о том, как читал "Школу" ярый диссидент Войнович, но увы, я на КПК, это трудно.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« Ответ #2 : 29 Ноября 2010, 09:51:52 »

Конечно стоит, это замечательный писатель. Я мог бы привести слова о нём и о том, как читал "Школу" ярый диссидент Войнович, но увы, я на КПК, это трудно.
Выложи, когда на компе будешь. но выложи :)
Записан
Евгений
Библиоман
*******
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 2870



E-mail
« Ответ #3 : 29 Ноября 2010, 09:58:09 »

Я не знаю про его судьбу, кажется что-то очень связанное с политикой. Но по барабану, мне нравится сказка о Мальчише-Кибальчише. Талантливый он.
Записан
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« Ответ #4 : 29 Ноября 2010, 10:00:17 »

Ты часом Аркадия с Егором не смешиваешь?
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #5 : 29 Ноября 2010, 10:15:47 »

Я не знаю про его судьбу, кажется что-то очень связанное с политикой. Но по барабану, мне нравится сказка о Мальчише-Кибальчише. Талантливый он.

Конечно, талант. И мальчишек учил самому главному - что может, ох может придти время, когда нужно выпрямиться и выстрелить во врега, не обращая внимания, что его ответная пуля заткнет тебе горло.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Інтар
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 24555


Без надії сподіваюсь


E-mail
« Ответ #6 : 29 Ноября 2010, 14:27:12 »

Нужно еще учесть, что "Школа" была написана о Гражданской войне.
А кто на гражданской войне враг вообще не понятно. "Стреляй в красных, пока не побелеешь, стреляй в белых, пока не покраснеешь".
Так что, та еще "школа".
Записан

Ще не вмерла України, і слава, і воля
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #7 : 29 Ноября 2010, 14:38:12 »

Выложи, когда на компе будешь. но выложи :)

Нашел, Сим, нашел. :). Слушай, что говорил Владимир Войнович:

Вот, помню, уезжая на Запад, отбирал книги: наткнулся на «Школу» Аркадия Гайдара. Вспомнил, как любил её в детстве, и решил снисходительно так её перечитать (какой, мол, глупый был когда-то): но начал читать, и не смог оторваться. Хотя это, пожалуй, единственная книга Гайдара, которая мне нравится.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Інтар
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 24555


Без надії сподіваюсь


E-mail
« Ответ #8 : 29 Ноября 2010, 14:38:19 »

"Чук и Гек" моя вторая книга, прочитанная в раннем детстве :)
Хорошая книга. :yes:
А я и "Тимур и его команда" любила в детстве. :)
У меня был четырехтомник синий.
« Последнее редактирование: 29 Ноября 2010, 14:41:41 от intar » Записан

Ще не вмерла України, і слава, і воля
Tankay
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 6960


E-mail
« Ответ #9 : 29 Ноября 2010, 14:56:31 »

Люблю и Чука с Геком, и Тимура с командой.  :)
А к "Голубой чашке" и "Судьбе барабанщика"--особое отношение.
Когда читала "Судьбу", то вот этот лейтмотив:
Ай-ай!
Ти-ше!
Слы-шишь?
Ти-ше!»
на меня наводил жуткую тревогу.
А вот эпизоды с песнями отца зачитывала в классе, когда слушали "Горные вершины" и "Жаворонка".
Записан

Мин яратам сине, Татарстан!
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« Ответ #10 : 29 Ноября 2010, 15:01:33 »

Люблю и Чука с Геком, и Тимура с командой.  :)
А к "Голубой чашке" и "Судьбе барабанщика"--особое отношение.
Когда читала "Судьбу", то вот этот лейтмотив:
Ай-ай!
Ти-ше!
Слы-шишь?
Ти-ше!»
на меня наводил жуткую тревогу.
А вот эпизоды с песнями отца зачитывала в классе, когда слушали "Горные вершины" и "Жаворонка".

Сейчас читаю "Судьбу барабанщика" -- по-моему, Чудакова очень тонко её проанализировала.
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #11 : 29 Ноября 2010, 15:06:02 »

Фильм же "Судьба барабанщика" кажется мне дОнельзя примитивным. Ну, уголовник, шпион и мальчонка. Все. Ни единого нюанса, не говоря уже про эту тревожность книги, на которую нельзя не обратить внимания. Ключевой же эпизод - выстрел барабанщика  - вообще скомкан не знаю как.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« Ответ #12 : 29 Ноября 2010, 15:11:37 »

Фильм же "Судьба барабанщика" кажется мне дОнельзя примитивным. Ну, уголовник, шпион и мальчонка. Все. Ни единого нюанса, не говоря уже про эту тревожность книги, на которую нельзя не обратить внимания. Ключевой же эпизод - выстрел барабанщика  - вообще скомкан не знаю как.

Фильм, честно говоря, совсем не помню. Надо поискать как-нибудь, где скачать
Записан
Tankay
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 6960


E-mail
« Ответ #13 : 29 Ноября 2010, 15:15:57 »

Сейчас читаю "Судьбу барабанщика" -- по-моему, Чудакова очень тонко её проанализировала.
Да.
Я читала в детстве, но помню и тревогу, и всё покрывающую тайну.
Отношу для себя эту книгу к разряду сумрачных.
Записан

Мин яратам сине, Татарстан!
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #14 : 29 Ноября 2010, 15:32:50 »

Фильм, честно говоря, совсем не помню. Надо поискать как-нибудь, где скачать

Вот он, выстрел барабанщика в книге:

.
     И только что я до него дотронулся, как стало тихо-тихо. Воздух замер. И
раздался звук,  ясный,  ровный,  как будто бы  кто-то  задел большую певучую
струну и она,  обрадованная,  давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела,
поражая весь мир удивительной чистотой своего тона.
     Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.
     "Выпрямляйся,  барабанщик!  - уже тепло и ласково подсказал мне все тот
же голос. - Встань и не гнись! Пришла пора!"
     И я сжал браунинг. Встал и выпрямился.
     Как  будто бы  легла поперек песчаной дороги глубокая пропасть -  разом
остановились оба изумленных друга.


Поверь, на коротенький выстрел в фильме - это совсем не похоже. А как я когда-то ждал этого момента... :)
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Tankay
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 6960


E-mail
« Ответ #15 : 29 Ноября 2010, 15:54:03 »

Фильм, честно говоря, совсем не помню. Надо поискать как-нибудь, где скачать
Фильм я смотрела только один. С Самойловым в роли дяди.
Записан

Мин яратам сине, Татарстан!
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #16 : 29 Ноября 2010, 16:19:28 »

Закон парных случаев - только недавно цитировала в Ассоциациях эпизод со стихотворением "Горные вершины"... :)
Книги Гайдара нежно люблю.
Тимур вообще - детская влюбленность.
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #17 : 29 Ноября 2010, 16:23:15 »

Нужно еще учесть, что "Школа" была написана о Гражданской войне.
А кто на гражданской войне враг вообще не понятно. "Стреляй в красных, пока не побелеешь, стреляй в белых, пока не покраснеешь".
Так что, та еще "школа".

Ну, в "Школе" очень чётко указано, в какую сторону стрелять.

Но лучшее у Гайдара - это "Голубая чашка". Это настолько здорово, что слов нет, это действительно классика - и по сюжету, и по языку, и по смыслу... это прекрасно.

И великолепен, разумеется, "Мальчиш-Кибальчиш", там звериное просто чутьё на аутентику, это круче, чем пересказы, казалось бы, совершенно фолковых братьев Гримм. Это просто мороз по коже: "Тот, да не тот: и коня нет - пропал конь, и сабли нет - сломалась сабля, и папахи нет - слетела папаха, да и сам-то стоит - шатается". Ну и чем это хуже афанасьевских "Чёрный конь споткнулся, чёрный ворон встрепенулся, чёрный пёс ощетинился"? - я бы сказал, что лучше, у Гайдара жуткое нагнетание, с порчей предметов в ожидании Красной Армии... эх, там хоть дисер защищай по языку, это ж просто офигительно!
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #18 : 29 Ноября 2010, 16:24:55 »

А, сознаюсь... Есть у меня детектив - так себе, не особо рекомендую! - называется "Ничего личного!"
Так вот, его герой - Тимур - это примерно выросший гайдаровский. :)
Во всяком случае, когда писала роман, помнила об этом все время. :)
Записан
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« Ответ #19 : 29 Ноября 2010, 16:35:27 »

Ну, в "Школе" очень чётко указано, в какую сторону стрелять.

Но лучшее у Гайдара - это "Голубая чашка". Это настолько здорово, что слов нет, это действительно классика - и по сюжету, и по языку, и по смыслу... это прекрасно.


Чудакова:
Цитировать
И никогда не умевший изменить своему видению литературы как только литературы — вне обстоятельств, вне скидки на деформацию под прессом социума, будто не видя этого пресса, — беспощадно срывал Шкловский одежды тонкой и даже тончайшей мимикрии, палкой шевелил с трудом отрытые безопасные литературные норы. Похвалив журнал «Пионер», свежие номера которого взрослые, к неудовольствию детей, начинают читать первыми, он определял как «слабую» ту часть журнала, где печатается проза: «...рассказ «Голубая чашка» не рассказ, а игра в рассказ... Это игра в ссору, а не ссора. Настоящий сюжет «Голубой чашки» состоит в том, что рассказчик ревнует свою жену. У него другая обида... Этот второй план повести непонятен для детского читателя. Самая эта ревность тоже полушутлива». Все так и было, но Гайдар уже выстраивал свой собственный универсум, приучая читателя к игре, ко второму плану, к двойному дну, формируя ту поэтику подставных проблем, которая с наибольшей полнотой воплотится в «Судьбе барабанщика» и дойдет до слуха читателя, уже настроенного «Голубой чашкой» на это двойное звучание.
Записан
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #20 : 29 Ноября 2010, 16:42:19 »

Сим, ты прав... В детстве я в Голубой чашке ревности не видела, просто ссора непонятная. с чего бы это маме на них злиться? А взрослой увидела фильм - по-моему, Теличкина там играет - ревность, и еще какая...
Записан
Серафим
Мир полон безумия.
Книжный Эксперт
*********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 10534


[Кофе -- он!][Аззи -- она!]


E-mail
« Ответ #21 : 29 Ноября 2010, 16:47:23 »

Это не я прав. Это Шкловский говорит
Записан
Rotten K.
Под знаменем тотороторизма
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 26651


Зима близко


E-mail
« Ответ #22 : 29 Ноября 2010, 17:02:54 »

Это не я прав. Это Шкловский говорит

Ага. Это я читал когда-то, и согласился: "Голубая чашка" - это очень серьёзный и взрослый рассказ о ревности.

PS Блин. наверное, у Шкловского и читал :D
Записан

Счастье и несчастье как морской волна, иногда тихо, иногда бурно. Повторяет как вечно.
Арс
Библиофил
******
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 1780



E-mail
« Ответ #23 : 29 Ноября 2010, 17:46:32 »

Книги Гайдара - это сплошная поэзия. Очень светлое восприятие мира у этого писателя, и при том - ничего приторно-сладенького, абсолютно. В этом я даже не знаю ему равных, вот пытаюсь вспомнить - и не могу.
Записан

Когда-то я боялся, что сошел с ума. Теперь боюсь, что не сошел (с) Р.Шекли
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #24 : 29 Ноября 2010, 17:49:04 »

А "Чук и Гек"? ;)

Я сама - мама двух мальчиков, и подтверждаю - списано с моих... :girl_haha:
Записан
Зилот
Гость


E-mail
« Ответ #25 : 29 Ноября 2010, 18:20:54 »

Чук и Гек несомненно бесподобны. Атмосферная, красивая штука, читал давным давно, а они мне до сих пор как родные)
Записан
Арс
Библиофил
******
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 1780



E-mail
« Ответ #26 : 29 Ноября 2010, 19:10:29 »

Он в этом для меня с другими любимым писателем детства схож. Вот такими мальчиками со стерженьком внутри.
Каким, если не секрет?
Записан

Когда-то я боялся, что сошел с ума. Теперь боюсь, что не сошел (с) Р.Шекли
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #27 : 29 Ноября 2010, 19:13:27 »

Сим, спасибо за такую чудесную тему.  :) Люблю Гайдара.
Ой, да - было такое. Трудно формулируемое, но очень-очень ощущаемое что-то тревожное. И книги эти люблю тоже. Ага, согласна. Он в этом для меня с другими любимым писателем детства схож. Вот такими мальчиками со стерженьком внутри.

Ну да. И эти мальчики потом защитили Россию. Вот что думал Гайдар, когда говорил про "краснозвездную смену".
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #28 : 29 Ноября 2010, 19:19:13 »

Крапивиным.

Три комиссара...  :) Гайдар, Кассиль и Крапивин. Три комиссара детской литературы.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #29 : 29 Ноября 2010, 21:39:22 »

А мне как-то ни "Школа", ни "Судьба барабанщика" в детстве не пошли. У меня были любимые "В дни поражений и побед", "РВС", "Военная тайна" и "Дальние страны". А про Тимура гораздо больше нравились продолжения, чем основная повесть.
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #30 : 29 Ноября 2010, 21:55:22 »

А мне как-то ни "Школа", ни "Судьба барабанщика" в детстве не пошли. У меня были любимые "В дни поражений и побед", "РВС", "Военная тайна" и "Дальние страны". А про Тимура гораздо больше нравились продолжения, чем основная повесть.

С ума сойти, что значит - историк.  :) Немного более документальные повести Гайдара вам понравились более романтических.  :)
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #31 : 29 Ноября 2010, 22:11:05 »

С ума сойти, что значит - историк.  :) Немного более документальные повести Гайдара вам понравились более романтических.  :)

Да ничего там документального, вполне художественные.
Вот одно из любимых мест было:

Цитировать
— А что же твоя агентура?
– Моя агентура — просто дура! Я её спрашиваю: «Что видела?» — «Собаку».— «Ещё» что?» — «У ней на лапах когти».— «Ну ладно, а ещё, кроме собаки?» — «Мальчишек видела. На них собака не смотрит, а на меня глаза уставила и зубами ворочает». Вот и поди с такой агентурой поработай!

"Комендант снежной крепости" (это вторая повесть о Тимуре).
Записан
Інтар
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 24555


Без надії сподіваюсь


E-mail
« Ответ #32 : 29 Ноября 2010, 22:27:24 »

Спросила у сына о Гайдаре.
Перечислил много его книг, но сказал что Кассиль и Крапивин лучше, а "Два капитана" вообще самая лучшая детская книга. :)
У Гайдара, как он выразился, слишком много революционной романтики.
Я с ним согласна. :)
Записан

Ще не вмерла України, і слава, і воля
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #33 : 29 Ноября 2010, 22:37:20 »

Спросила у сына о Гайдаре.
Перечислил много его книг, но сказал что Кассиль и Крапивин лучше

Гайдара и Крапивина я в разном возрасте читал. Гайдара пораньше, Крапивина позже. А вот Кассиль мне не очень, за исключением повести "Дорогие мои мальчишки", которая, кстати, памяти Гайдара посвящена.
Записан
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #34 : 30 Ноября 2010, 03:17:50 »

Есть такая легенда: Сталин, прочитав книгу "Тимур и его команда", слегка офигел и приказал издать массовым тиражом "Русские народные сказки".
Записан

The show must go on.
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #35 : 30 Ноября 2010, 03:30:42 »

Есть такая легенда: Сталин, прочитав книгу "Тимур и его команда", слегка офигел и приказал издать массовым тиражом "Русские народные сказки".

У Кара-Мурзы читал. Но не знаю, он ли её запустил или сам откуда-то взял.
Записан
BRF
Гость


E-mail
« Ответ #36 : 30 Ноября 2010, 05:47:28 »

Фильм же "Судьба барабанщика" кажется мне дОнельзя примитивным. Ну, уголовник, шпион и мальчонка. Все. Ни единого нюанса, не говоря уже про эту тревожность книги, на которую нельзя не обратить внимания. Ключевой же эпизод - выстрел барабанщика  - вообще скомкан не знаю как.

Не, очень симпатичный фильм - первый, 1955г. Там тетка была смешная - воровала мужские подтяжки "на долгую добрую память". А вот два шпиона обрабатывают героя - http://www.youtube.com/watch?v=jfzL48mk4GI&feature=related
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #37 : 30 Ноября 2010, 07:25:37 »

Не, очень симпатичный фильм - первый, 1955г. Там тетка была смешная - воровала мужские подтяжки "на долгую добрую память". А вот два шпиона обрабатывают героя - http://www.youtube.com/watch?v=jfzL48mk4GI&feature=related

Посмотрел отрывок и неожиданно понял, что оба фильма - и первый и второй - вызывают ностальгию.  :) Ну да, я же смотрел их в совсем старые времена.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Евгений
Библиоман
*******
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 2870



E-mail
« Ответ #38 : 30 Ноября 2010, 08:01:34 »

Ты часом Аркадия с Егором не смешиваешь?
Ох и тупил я, не понял сразу, о ком это :girl_haha: Конечно, нет)

Вот он, выстрел барабанщика в книге:

.     И только что я до него дотронулся, как стало тихо-тихо. Воздух замер. И
раздался звук,  ясный,  ровный,  как будто бы  кто-то  задел большую певучую
струну и она,  обрадованная,  давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела,
поражая весь мир удивительной чистотой своего тона.
     Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.
     "Выпрямляйся,  барабанщик!  - уже тепло и ласково подсказал мне все тот
же голос. - Встань и не гнись! Пришла пора!"
     И я сжал браунинг. Встал и выпрямился.
     Как  будто бы  легла поперек песчаной дороги глубокая пропасть -  разом
остановились оба изумленных друга.



опять подумал: у него вообще был дар эпическое показывать. А ведь это к разным жанрам можно привязывать)
Записан
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #39 : 30 Ноября 2010, 10:02:31 »

Насчет примитивности старых фильмов. :)
По повести "Дым в лесу"тоже снят детский фильм - из леса выходят шпионы - чтоб не спутать с советскими людьми, в желтых прорезиненых плащах и темных солнцезащитных  очках...Мне в детстве это не мешало... ;)
Что-то вроде пьесы с гражданином Гадюкиным... :girl_haha:
Записан
Буся
У Чорного моря-а-а-а... Моя страна - Украина!
Administrator
Архивариус
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 16290


кошка, гуляющая сама по себе


WWW E-mail
« Ответ #40 : 30 Ноября 2010, 12:11:30 »

А мне как-то ни "Школа", ни "Судьба барабанщика" в детстве не пошли. У меня были любимые "В дни поражений и побед", "РВС", "Военная тайна" и "Дальние страны". А про Тимура гораздо больше нравились продолжения, чем основная повесть.
у меня продолжения тоже были любимые. После младшего школьного возраста она мною воспринималась, как слишком... мнээ... идеализированная - этакая красивая картинка по мотивам настоящей жизни, но таковой не являющейся.
А и "шпионских историй" любимая "На графских развалинах" - странно, что ее никто не назвал :)
Цитировать
– Моя агентура — просто дура! Я её спрашиваю: «Что видела?» — «Собаку».— «Ещё» что?» — «У ней на лапах когти».— «Ну ладно, а ещё, кроме собаки?» — «Мальчишек видела. На них собака не смотрит, а на меня глаза уставила и зубами ворочает». Вот и поди с такой агентурой поработай!
ДА! Да! Да" 8) 8)
Записан

Если тебе дадут линованную бумагу - пиши поперек.
Кунгурцев
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 33431


почётный партизан


WWW E-mail
« Ответ #41 : 30 Ноября 2010, 14:38:11 »

Ещё у Гайдара фельетоны интересные. Для изучения жизни в 20-х материал небесполезный.
Записан
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #42 : 30 Ноября 2010, 14:48:07 »

Вообще, в детстве мне очень нравилась Женька и совсем не нравилась ее сестра Ольга. А потом я выросла - и стала, пожалуй, больше похожа на Ольгу...
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #43 : 30 Ноября 2010, 15:27:31 »

Вообще, в детстве мне очень нравилась Женька и совсем не нравилась ее сестра Ольга. А потом я выросла - и стала, пожалуй, больше похожа на Ольгу...

Не знаю, к сожалению, что вы написали в своей книге, но сам Тимур тоже писал. У меня дома лежит, какое-то скучное повествование о Кубе. "Куба, мы рядом с тобой" что-ли? Даже не помню.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Lana Balashina
Гость


E-mail
« Ответ #44 : 30 Ноября 2010, 15:29:51 »

У меня - коктейль из любви, мужской дружбы, пушкинской коллекции... Пока писала - нравилось.  :)
Записан
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #45 : 01 Декабря 2010, 05:40:31 »

Гайдар, "Судьба барабанщика". Из иллюстраций к Собранию Сочинений 1959-го года. Прекрасно видны художественные стереотипы тех лет: отец Сергея, как известно, бывший в заключении - почему-то в "комсоставовской" гимнастерке, пожилой врач-профессор, заботливая нянечка. Возможно, эти иллюстрации пришли еще из более давней поры.

Но ведь книгу это не портит? Нет, конечно.

« Последнее редактирование: 01 Декабря 2010, 05:46:19 от Инклер » Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Арс
Библиофил
******
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 1780



E-mail
« Ответ #46 : 02 Декабря 2010, 19:36:32 »

Гайдар, "Судьба барабанщика". Из иллюстраций к Собранию Сочинений 1959-го года. Прекрасно видны художественные стереотипы тех лет: отец Сергея, как известно, бывший в заключении - почему-то в "комсоставовской" гимнастерке, пожилой врач-профессор, заботливая нянечка. Возможно, эти иллюстрации пришли еще из более давней поры.

Но ведь книгу это не портит? Нет, конечно.

Но он ведь был военным когда-то? Вот гимнастерка и сохранилась. Тем более, он дорожил своими военными воспоминаниями, об этом прямо говорится в книге. Он же не обязан был по случаю отсидки всю жизнь ходить в ватнике.
Записан

Когда-то я боялся, что сошел с ума. Теперь боюсь, что не сошел (с) Р.Шекли
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #47 : 02 Декабря 2010, 20:32:21 »

Но он ведь был военным когда-то? Вот гимнастерка и сохранилась. Тем более, он дорожил своими военными воспоминаниями, об этом прямо говорится в книге. Он же не обязан был по случаю отсидки всю жизнь ходить в ватнике.

Кто бы спорил - а я никогда. Мне такое толкование даже нравится, в силу моих убеждений.  :)
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Акакiй Акакiевич
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 704



E-mail
« Ответ #48 : 04 Декабря 2010, 02:47:51 »

Обратите внимание - папа "барабанщика" сидел не по 58 статье, а за растрату казённых денег в пехотном полке.

И выпустили папу "барабанщика" условно-досрочно за то, что проступок искупил трудом.

А "барабанщикам" был сигнал: будьте бдительны, изыскивайте шпионов, авось за ваш подвиг и ваших пап вернут из мест не столь отдалённых.





Записан
Арс
Библиофил
******
Оффлайн Оффлайн

Сообщений: 1780



E-mail
« Ответ #49 : 18 Декабря 2010, 15:35:15 »

А "королям Лирам" был сигнал: поосторожней с документами на наследование собственности, можно остаться ни с чем.
Записан

Когда-то я боялся, что сошел с ума. Теперь боюсь, что не сошел (с) Р.Шекли
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Полемика (Модераторы: Chukcha2005, Макарена)  |  Тема: Гайдар « предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by SMF 2.0.9 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC