Форум Альдебаран
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
04 Декабря 2020, 15:35:05

Войти
Перейти в Библиотеку «Альдебаран»
Наш форум в версии для PDA (КПК)
Наш форум в версии для WAP

Наш форум переехал на новый сервер. Идет настройка работы сайта.
1191198 Сообщений в 4369 Тем от 9548 Пользователей
Последний пользователь: Nora.05
* Начало Помощь Календарь Войти Регистрация
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Полемика (Модераторы: Chukcha2005, Макарена)  |  Тема: Борис Пастернак - в поэзии, прозе, воспоминаниях... 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: 1 2 3 4 [5] Вниз Печать
Автор Тема: Борис Пастернак - в поэзии, прозе, воспоминаниях...  (Прочитано 32563 раз)
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #200 : 02 Марта 2013, 01:53:26 »

Я не читаю ни литературоведов, ни критиков, но читаю стихи Пастернака и Мандельштама.
Вот, смотри:  :)

"Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - "трепещущий" и "дрожащий"" [Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной...: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. С. 222]. "Трепет", действительно, одно из ключевых состояний фетовского мира, в равной степени относящееся к жизни природы и жизни души. Трепещут - хоровод деревьев, звук колокольчика, сердце, одинокий огонек, ивы, совесть, руки, звезды счастья.

Покуда на груди земной
 Хотя с трудом дышать я буду,
 Весь трепет жизни молодой
 Мне будет внятен отовсюду.

("Еще люблю, еще томлюсь...")
 Трепет - это движение без движения, в конечном счете - метафора круговорота, вечного возвращения: весна, пенье соловья, пух на березе все те же и каждый раз новые. Фетовское чисто формальное разнообразие в рамках классического стиха ("В русской литературе XIX в. нет другого поэта с таким стремлением к ритмической индивидуализации своих произведений, - прежде всего с таким разнообразием строфических форм" [Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974. С. 104]) - манифестация внутренней динамики его идиллического хронотопа в жестко обозначенных границах. [Шеншин и Фет: жизнь и стихи // Фет А. А.. Стихотворения. СПб., 2001. С. 5 – 68.]

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении человека и природы. Таково стихотворение "Осенний вечер". Поэт передает "умильную, таинственную прелесть" увядания природы, это же чувствует и лирический герой.

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении "Весенняя гроза", которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова "первый", "молодые", "весело", "смех" и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза - грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово "весенняя" уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. [К. Пигарев. "Ф.И. Тютчев и его время". М. Современник, 1978г.]

Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для Фета - с позиций чувства.
На связь Пастернака с Фетом указывал еще Мандельштам: "Когда явился Фет, русскую поэзию взбудоражило "серебро и колыханье сонного ручья", а, уходя, Фет сказал: "И горящею солью нетленных речей". Эта горящая соль каких-то речей, этот посвист, щелканье, шелестение, сверкание, плеск, полнота звука, полнота жизни, половодье образа и чувства с неслыханной силой воспрянули в поэзии Пастернака. Перед нами значительное патриархальное явление русской поэзии Фета". [О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 2]

"Песней наудачу" назвал Фет свою поэзию. То же относится и к Пастернаку, замечательно сказавшему о своих стихах: "И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". Принцип случайности, как это ни парадоксально, не просто лег в основу нескольких стихотворений, а создал поэтическую систему, ее интонацию, синтаксис, ритмику, рифму, особый метафорический строй. [А. Кушнер, "И чем случайней, тем вернее…", www.lit.1september.ru, №10/2009]

В лирике Пастернака действительно чувствовалось влияние Фета, когда-то заявившего, что его "муза не лепечет ничего, кроме нелепостей". Может быть, такими же "нелепостями" полны и стихотворения Пастернака. Взять хотя бы хрестоматийное "Метель":
 Послушай, в посаде, куда ни одна
 Нога не ступала, одни душегубы,
 Твой вестник – осиновый лист, он безгубый,
 Без голоса, Вьюга, бледней полотна!


 Казалось бы, здесь присутствует абсолютно случайный набор слов, однако пейзажные детали стихотворения выстраиваются так, как будто мир предстает захваченным врасплох, а лирический герой – "природы праздный соглядатай" (А. Фет. "Ласточка") – стремится запечатлеть мгновения чувств.

 Природа для Пастернака – "тайник вселенной", а лирический герой его - "случайный соглядатай", подсматривающий, как "гроза сожгла сирень" ("Наша гроза"), как звезды "блещут, дышат радостью", или "ветер розу пробует приподнять по просьбе" ("Звезды летом"). Примеры такого подсматривания легко умножить, и все они только лишний раз докажут поэтическую одухотворенность мира природы в лирике Б. Пастернака.

В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:


И сады, и пруды, и ограды,
 И кипящее белыми воплями
 Мирозданье - лишь страсти разряды,
 Человеческим сердцем накопленной.


 Тем самым утверждается полное единство, подобие всех форм жизни.

Любимые пастернаковские образы - мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, звезды, градинки, снежные капельки, стручки гороха, все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни ("Ты в ветре, веткой пробующем...", "Давай ронять слова...").

Отсюда же и тяга поэта к образам сада и соловья с их предельным напряжением жизненных сил, рвущихся наружу цветением и пением - "всей дрожью жилок" ("Как бронзовой золой жаровень...", "Плачущий сад). Эти мотивы сближают Пастернака с Фетом - так же, как и общая лирическая страстность, неистовость, обилие запахов и "трепетов", достигающих порога синестезии, когда все ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные) сливаются в одно: "пахнет сырой резедой горизонт", соловей "как запах от трав исходил", "кипящее белыми воплями мирозданье".

Михаил Солонников: Поэтика города и природы в книге Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь»
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #201 : 02 Марта 2013, 01:59:03 »

Читали Анненского - просто забыли))

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Действительно читала. :rose:
Записан
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #202 : 02 Марта 2013, 02:06:03 »

Читали Анненского - просто забыли))

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Вот-вот... А вот Мандельштамовское:

Бессоница, Гомер, тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи -
На головаx царей божественная пена -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?

И море, и Гомер — все движимо любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

И размер другой, и тип рифмы - а звучит так же - эдак весомо... а у Пастернака - как будто пальцы легонько так по клавишам... не знаю я, как это объяснить - слышу просто, да и всё.  :pardon:
Записан

The show must go on.
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #203 : 02 Марта 2013, 02:07:07 »

Вряд ли кто его не читал, хоть мал-мальски интересующийся литературой, а Вы в литературе не новичок, багаж есть - и немалый, так что 100% должны были читать.
 :rose:
Ну вы мне льстите! По сравнению с вами или некоторыми другими форумчанами я в литературе - профан.

Хотя с поэзией, действительно, такое происходит - иногда какой-то стих запоминается, а вот фамилия автора - нет. Например, фамилия Симонов со школы ассоциируется с каким-то совком типа "славлю партию", и только недавно узнала, что "Жди меня, и я вернусь" - его.
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #204 : 02 Марта 2013, 02:11:03 »


Читали Анненского - просто забыли))

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Вот-вот... А вот Мандельштамовское:

Бессоница, Гомер, тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи -
На головаx царей божественная пена -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?

И море, и Гомер — все движимо любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

И размер другой, и тип рифмы - а звучит так же - эдак весомо... а у Пастернака - как будто пальцы легонько так по клавишам... не знаю я, как это объяснить - слышу просто, да и всё.  :pardon:

Я что-то сходства в этих стихах не вижу. А с тем, что стихи Пастернака в большинстве своем вызывают ощущение легкости - согласна. А вот Мандельштама, пожалуй, действительно можно назвать тяжеловесным.
Записан
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #205 : 02 Марта 2013, 02:18:57 »

Вот, смотри:  :)
<...>

Ира, я высказываю личное мнение на основе восприятия стихов, их звучания - то, что слышит моё персональное ухо, которое я вовсе не предлагаю поместить в палату мер и весов.  :)
Но то, что слышит моё ухо, кажется мне очевидным.  :pardon:

Что касается критиков и литературоведов, то я тут могу найти сколько угодно диаметральных мнений профессионалов.  :) Например, про Мандельштама:

Цитировать
... Георгий Адамович в статье ``Несколько слов о Мандельштаме''27 показывает, как сильно выделялось вышедшее из тютчевской школы {13} мастерство Мандельштама на общем фоне блестящего ``серебряного века''...

Это цитата из любопытного издания:

Цитировать
Институт по изучению СССР -- Institute for the Study of the USSR -- Institut zur Erforschung der UdSSR -- Institut d'études sur l'URSS

      ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
      (Серия I, выпуск 70)

      Ирина Бушман
      Поэтическое искусство Мандельштама

      Мюнхен, 1964


И там ещё много всякого такого.  :)
Записан

The show must go on.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #206 : 02 Марта 2013, 02:23:17 »

Ира, я высказываю личное мнение на основе восприятия стихов, их звучания - то, что слышит моё персональное ухо, которое я вовсе не предлагаю поместить в палату мер и весов.  :)
Но то, что слышит моё ухо, кажется мне очевидным.  :pardon:
Конечно, Артем, но поговорить же интересно. :)
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #207 : 02 Марта 2013, 02:24:08 »

Единственное, хотела бы Вас попросить - Вы новичок - Вам самой приятно говорить о прошлой своей стране СССР - "совок"? Извините меня, но мне кажется - это дурной тон.


Если вас это задело, то прошу прощения.
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #208 : 02 Марта 2013, 02:34:32 »

Господяяя! :) Да что ж Вы на смайлики не обращаете внимания! Я ж улыбнулась, и Вы пишите "лесть" про то, что у Вас есть знания, а я Вас "разуверяю". Я стараюсь по жизни никого не обижать без необходимости))
Цитирую я не полностью удалила, то, что не планировала комментировать. Мои извинения относились только к вашему замечанию на счет слова "совок".
Записан
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #209 : 02 Марта 2013, 02:35:08 »


Что касается критиков и литературоведов, то я тут могу найти сколько угодно диаметральных мнений профессионалов.  :) Например, про Мандельштама:

Хорошо, Мандельштам из Тютчева вышел, Пастернак - из Фета. Но они вышли и пошли   - каждый своей своей поэтической дорогой   - Пастернак добавил краски футуризма, Мандельштам - акмеизма. Замечательные поэты получились. :)
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #210 : 02 Марта 2013, 02:37:31 »

Кстати да!))) Только что читала одну из статей, где убеждали, что "сад" Пастернака - это он сам, а "сад" - Фета - это Природа вся.)))
У меня тоже есть ощущение, наверное очень, субъективное, именно на уровне чувства, а не рационального осмысления, что поэты 19 века, когда писали о природе, писали именно о самой природе, а начала 20, даже, если писали о природе, все равно имели в виду человека.
Записан
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #211 : 02 Марта 2013, 02:44:42 »

Конечно, Артем, но поговорить же интересно. :)

Это да... Вот я вспомнил одного последователя Пастернака - до учителя далеко недотягивает, но есть у него хорошие стихи - Борис Чичибабин:

Меня одолевает острое
и давящее чувство осени.
Живу на даче, как на острове,
и все друзья меня забросили.

Ни с кем не пью, не философствую,
забыл и знать, как сердце влюбчиво.
Долбаю землю пересохшую
да перечитываю Тютчева.

В слепую глубь ломлюсь напористо
и не тужу о вдохновении,
а по утрам трясусь на поезде
служить в трамвайном управлении.

В обед слоняюсь по базарам,
где жмот зовёт меня папашей,
и весь мой мир засыпан жаром
и золотом листвы опавшей...

Не вижу снов, не слышу зова,
и будням я не вождь, а данник.
Как на себя, гляжу на дальних,
а на себя - как на чужого.

С меня, как с гаврика на следствии,
слетает позы позолота.
Никто - ни завтра, ни впоследствии
не постучит в мои ворота.

Я - просто я. А был, наверное,
как все, придуман ненароком.
Всё тише, всё обыкновеннее
я разговариваю с Богом.

1965
Записан

The show must go on.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #212 : 02 Марта 2013, 02:49:43 »

Вот, что Гинзбург пишет о Пастернаке и Анненском:
Понимание поэтического слова как представителя явлений, доступных внешним чувствам или умопостигаемых, присуще и молодому Пастернаку. Но свое лирическое пространство он строит по принципу, сближающему его скорее с Анненским, чем с Ахматовой; причудливо сочетающиеся в этом лирическом пространстве предметные и психологические реалии приобретают иносказательное значение, не теряя своей реальности. В этом пастернаковском мире самые обыкновенные слова могут дорасти до космической грандиозности, и потому, в обход всякой иерархии, - могут писаться с большой буквы:

Тенистая полночь стоит у пути,
 На шлях навалилась звездами,
 И через дорогу за тын перейти
 Нельзя, не топча мирозданья.

...Пусть степь нас рассудит и ночь разрешит,
 Когда, когда не: - В Начале
 Плыл Плач Комариный, Ползли Мураши,
 Волчцы по Чулкам Торчали?
'Степь'. 1917

Метафорическое восприятие мира - органическое свойство Пастернака. Особенно это бросается в глаза в его ранней прозе - поскольку там беспрерывно возникающие метафоры не могут быть отнесены за счет природы самой стиховой речи. Метафоричность для Пастернака, как и для Анненского, - выражение всеобщей сцепленности. В то же время метафоричности свойственна дробность; метафорическая речь распадается на отдельные смысловые структуры. Для Пастернака главное не контекст замкнутого стихотворения, но именно эти структуры, живущие своей жизнью и одновременно сливающиеся в большой поток, большой контекст его лирического творчества.

Л. Я. Гинзбург "О лирике"
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #213 : 02 Марта 2013, 02:52:10 »

"Есть важное признание, сделанное Пастернаком в письме к В. Шаламову: 'Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы, гармонически развитые из какой-нибудь счастливо наблюденной и точно названной частности, как в поэзии Иннокентия Анненского и у Льва Толстого...' "[5, с. 528].

В. В. Мусатов "К проблеме генезиса лирики Бориса Пастернака"
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #214 : 02 Марта 2013, 03:04:28 »

"Есть важное признание, сделанное Пастернаком в письме к В. Шаламову: 'Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы, гармонически развитые из какой-нибудь счастливо наблюденной и точно названной частности, как в поэзии Иннокентия Анненского и у Льва Толстого...' "[5, с. 528].

В. В. Мусатов "К проблеме генезиса лирики Бориса Пастернака"


Да понятно, что никто на голом месте не растёт. Был период, когда Пастернак и под Маяковского косил, возьми стихотворение "Марбург":
...
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
...

Ну только лесенки не хватает.  :D

Вопрос в том, что создал в итоге - представил, улучшив, ряд - или принципиально новое.
Понятно, что хорошо и то и другое.
Но, всё же, первое - это талант, а второе - гениальность. Ну, добавлю для приличия ИМХО.  :)


Записан

The show must go on.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #215 : 02 Марта 2013, 03:13:44 »

Да понятно, что никто на голом месте не растёт. Был период, когда Пастернак и под Маяковского косил, возьми стихотворение "Марбург":
...
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
...

Ну только лесенки не хватает.  :D

Из того, что я читаю -  Маяковский поразил Пастернака, просто заворожил его. И да Пастернак вырос и из футуризма тоже. :)
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #216 : 02 Марта 2013, 03:29:49 »

Из того, что я читаю -  Маяковский поразил Пастернака, просто заворожил его. И да Пастернак вырос и из футуризма тоже. :)

Но понял, что это не его.  :) Всё же у Маяковского ритмы от отбойного молотка (я ничего плохого в это не вкладываю), а у Пастернака - от фортепьянных пьес.  :)
А у Мандельштама - похоже, от метронома.  :)
Записан

The show must go on.
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #217 : 02 Марта 2013, 03:51:25 »

Как-то читала Маяковского поэму "Ленин"

Когда я
            итожу
                        то, что прожил,
и роюсь в днях —
                        ярчайший где,
я вспоминаю
                        одно и то же —
двадцать пятое,
                        первый день.

Пока читала вроде как по-своему нравилось. Но вдруг закрыла глаза и произнесла строки из Лермонтова. Так чисто физически возникло ощущение, что из помещения, где стоит невыносимый грохот вышла в ночную тишину.
Записан
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #218 : 02 Марта 2013, 03:54:35 »

:isumitelno: Ах! А для меня музыка. :D

"В наших жилах - кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться..." - конечно, музыка... Только не камерная. :)

Видимо, Артему повезло, у него еще ни разу отбойным молотком под окном асфальт не снимали!
 :(

Я люблю стихи Маяковского.

Вот послушай их восемь часов - никакой асфальт не выдержит.  :)

Я тоже люблю Маяковского.
Записан

The show must go on.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #219 : 02 Марта 2013, 03:56:40 »

Пока читала вроде как по-своему нравилось. Но вдруг закрыла глаза и произнесла строки из Лермонтова. Так чисто физически возникло ощущение, что из помещения, где стоит невыносимый грохот вышла в ночную тишину.
Как поэтично сказала. :)
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Кэп
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 8932



E-mail
« Ответ #220 : 02 Марта 2013, 04:03:09 »

Вот, кстати, я говорил, что попытки следовать Пастернаку больше похожи на подражания - пожалуйста, "Свеча горела на столе, свеча горела..." (ну, или там "За поворотом, в глубине лесного лога...") в исполнении Бориса Чичибабина  :) :

Живу на даче. Жизнь чудна.
Своё повидло...
А между тем ещё одна
душа погибла.

У мира прорва бедолаг, -
о сей минуте
кого-то держат в кандалах,
как при Малюте.

Я только-только дотяну
вот эту строчку,
а кровь людская не одну
зальёт сорочку.

Уже за мной стучатся в дверь,
уже торопят,
и что ни враг - то лютый зверь,
что друг - то робот.

Покойся в сердце, мой Толстой
не рвись, не буйствуй, -
мы все привычною стезёй
проходим путь свой.

Глядим с тоскою, заперты,
вослед ушедшим.
Что льда у лета, доброты
просить у женщин.

Какое пламя на плечах,
с ним нету сладу, -
Принять бы яду натощак,
принять бы яду.

И ты, любовь моя, и ты -
ладони, губы ль -
от повседневной маеты
идёшь на убыль.

Как смертью веки сведены,
как смертью - веки,
так все живём на свете мы
в Двадцатом веке.

Не зря грозой ревёт Господь
в глухие уши:
- Бросайте всё! Пусть гибнет плоть.
Спасайте души!

1966
Записан

The show must go on.
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #221 : 02 Марта 2013, 04:07:37 »

... Но не справедливо... (не для возражения мной сказано - просто несопоставимые вещи есть в мире - сравнивать реку с деревом, Солнце с Луной, туман с дождем) ИМХО, конечно.
Я не сравнивала, а только писала только о непроизвольно возникнувших своих ощущениях.
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #222 : 02 Марта 2013, 04:39:02 »

Ладно, найдите свое слово: "Я выпила из одной чашки кофе, а потом взяла чашку с чаем - отпила глоток, кофе не мой напиток" - фраза произвольная, ни какого отношения к величинам поэтов не имеющая. Вот здесь именно у меня нет сравнения, а что бы Вы сказали про человека,  испившего из двух чашек? Что он сделал?"Сравнил" или что?
 :rose:
Уговорили. :) Будем считать, что я сравнила. :) Только, не кофе с чаем, а водку с кофе. :) Сравнивать их, действительно, мягко говоря сложновато, а, повторюсь, писала о своих ощущениях, возникших в конкретной ситуации. Под настроение мне Маяковский очень даже нравиться.
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #223 : 02 Марта 2013, 04:46:14 »

Для того, чтобы понять Ваше отношение к Маяковскому, надо знать до какой степени Вы любите водку и кофе))
 :) :-*

Вопрос - мне интересно :) У вас так бывает? Сегодня холодно и темно, у Вас хандра - нравится Маяковский, завтра солнышко и Вы веселы - Маяковский не нравится? Я про Ваше "по настроению".
 :)
Именно так у меня и бьвает.
Кофе я люблю всегда, водку могу выпить под настроение. :)
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #224 : 02 Марта 2013, 05:06:46 »

:undecided1: Тааак - рассуждаем дальше - Александра влюбилась в день, когда было солнце - наступила осень - пошли дожди - любовь ушла?

Прошу прощение, а вам не кажется, что это будет уже далековато не только от темы о Пастернаке, но и от литературной тематики вообще?
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #225 : 02 Марта 2013, 05:08:56 »

Вы правы. Приношу свои извинения.
Ничего, бывает, увлеклись разговором :rose:
Записан
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #226 : 03 Марта 2013, 20:51:35 »

"В оправдание собственного бегства от науки он вспоминал братьев Гримм — которые приехали в Марбург учиться юриспруденции, а покинули город собирателями сказок".
(Быков о Пастернаке)

Какая прелесть. :D
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #227 : 03 Марта 2013, 20:59:33 »

"Снисходительно" - бывает.
Прошу прощения, если такой ответ вас задел.

как раз мой вопрос был в тему, разговор о поэзии и ее важности для человека - Вы привели пример про Маяковского и Лермонтова - мы пошли в разговоре дальше - разными примерами в напитках - непонимание не проходило, вот я на примере Вашего отношения к самой жизни, хотела понять Ваше отношение к поэзии - все по теме, а не "увлеклись". Ответа мне на надо - для меня - именно этот вопрос исчерпан.

Как бы вам объяснить... Мне ваш вопрос о том, как протекают мои влюбленности показался уж слишком личным, и поэтому, признаюсь, был неприятен.
Записан
Оleksandra T
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 7870


Січеслав. Наш жовто-блакитний займає прапор!


WWW E-mail
« Ответ #228 : 03 Марта 2013, 22:41:54 »

Не задел.

Своей вины не чувствую - поэтому не извиняюсь. Сожалею, что Вы так "в лоб" понимаете сравнительные предположения.

Значит, мы некоторые вещи воспринимаем по-разному.
Записан
Ninon
Казань, Татарстан
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 9504



E-mail
« Ответ #229 : 05 Марта 2013, 19:44:38 »

"Итак, в конце 1920 года произошло мое знакомство с Пастернаком. Пастернак был богом для своего кружка. Быть богом для своего кружка-это больше, чем быть богом для всех. В "Деловом дворе" он читал стихи для "Лирня". Я не понимал, и мне нравилось. Состояние сна наяву-так можно определить ощущение от стихов Пастернака. Я не могу понять, что мне дало смелость нарушить чары. Вероятно, недавнее потрясение от "Мадам Бовари", которая попалась мне в кладовой ВЦСПС, где мы получали паек-урюк и изюм. Я перечитывал роман Флобера до утра, стыдясь самого себя-отрицателя наследия прошлого, своих слез от произведения "камерного кустаря красоты"...
Приведу несколько строк из стихотворения "Город" (отрывки целого), которое я слушал в быв.гостинице "Деловой двор", №435, и которое было впервые напечатано в сборнике "Лирень":
Громом дрожек, с аркады вокзала,
На границе безграмотных рощ,
Ты развернут, роман небывалый,
Сочиненный осенью, в дождь

Фонарями бульваров книга
О страдающей в бельэтажах,
Сандрильоной всех зол, с интригой
Бессловесной слуги в госпожах.

Бовари! Без нее бакалее
Не пылать за стеклом зеленной,
Не вминался б в суглинок аллеи
Холод мокрых вечерен весной.

...Что все это значило: "На границе безграмотных рощ... Бессловесной слуги в госпожах... Не вминался б в суглинок аллеи Холод мокрых вечерен весной"?
Я стал говорить о романе Флобера, о том, что он никак не вмещался в стих. Борис Леонидович, обиженный, горячо соглашался со мной, хвалил меня, назвал умницей... Я был раздавлен. Я чувствовал себя где-то глубоко внизу, а где-то в вышине, там, на Олимпе, вместе с богами жили непонятные стихи Пастернака.
Мы расстались как ни в чем не бывало. Но в 1924 году появилась в журнале "На посту" моя статья против Пастернака, одно из первых моих выступлений в печати. Она была абсолютно необходимой для меня, хотя сравнительно скоро, прочитав новые произведения Пастернака, я понял ее односторонность. Статья называлась "Вымышленная фигура". Название должно было сказать: не существующая в действительности революции. И это было вполне точно. Но понято оно было только так: не имеющая значения для поэзии революции. Конечно, я предвидел и этот смысл и готов был принять все, что вытекало из него во имя "Мадам Бовари".
Я писал резко, убежденно, негодуя против изоляции, в которую поставил себя поэт. Я знал, что эта статья вызовет негодование против меня в той среде, которая мне ближе других в искусстве. Эта статья помешала мне раньше сблизиться с Лефом, восстановила против меня Маяковского, который меня уже знал по выступлениям в Доме печати и относился ко мне благожелательно. Но я не мог не написать ее...
...В один из ярких летних дней оживающей Москвы я увидел Пастернака, выходящего из дверей своего дома на Волхонке, ныне снесенного, что был напротив тоже давно снесенного храма Христа Спасителя, и постарался проскользнуть мимо. Но Борис Леонидович меня уже заметил и очень тепло и серьезно, без всякого высокомерия посоветовал мне плюнуть на статью обо мне в "Известиях" (там меня выругали) и похвалил меня за книгу ["Эпоха замыслов" - комментарий мой]..."
В.О.Перцов "Из автобиографии"
Записан

Nonnulla oppida, olim magna claraque, nunc diruta jacent.
Если на нас так бешено лают, значит мы правы.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #230 : 05 Марта 2013, 19:54:51 »

"Мне-мне-меня..."
 Некоторые авторы,  о ком бы ни писали, всегда в итоге пишут только о себе. :)
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #231 : 05 Марта 2013, 23:09:52 »

Естественно, что Перцов пишет о себе, ведь это его автобиография. ;)
Я так и знала, что кто-то скажет, что это автобиография. Но и автобиографии пишут по-разному. Не всегда так откровенно эго из текста торчит. :hi-hi:
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Ninon
Казань, Татарстан
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 9504



E-mail
« Ответ #232 : 05 Марта 2013, 23:36:49 »

Я так и знала, что кто-то скажет, что это автобиография. Но и автобиографии пишут по-разному. Не всегда так откровенно эго из текста торчит. :hi-hi:
Во-первых, эта автобиография писалась автором на склоне его лет для сборника автобиографий советских писателей. Во-вторых, мне кажется, что Перцов просто пытался понять в тот момент, когда писал эту работу, как на него повлияло творчество тех или иных писателей, с которыми он встречался. Думаю, что так, наверное, делает каждый, пытаясь осмыслить свою жизнь. Да мало ли что. Возможно, и писалась  эта автобиография  для себя, а не для широкого круга, но так случилось, по каким-то причинам, что попала в печать.
Записан

Nonnulla oppida, olim magna claraque, nunc diruta jacent.
Если на нас так бешено лают, значит мы правы.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #233 : 05 Марта 2013, 23:42:08 »

Во-первых, эта автобиография писалась автором на склоне его лет для сборника автобиографий советских писателей. Во-вторых, мне кажется, что Перцов просто пытался понять в тот момент, когда писал эту работу, как на него повлияло творчество тех или иных писателей, с которыми он встречался. Думаю, что так, наверное, делает каждый, пытаясь осмыслить свою жизнь. Да мало ли что. Возможно, и писалась  эта автобиография  для себя, а не для широкого круга, но так случилось, по каким-то причинам, что попала в печать.
"Да-да, любите искусство в себе, а не себя в искусстве." :hi-hi:
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Ninon
Казань, Татарстан
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 9504



E-mail
« Ответ #234 : 06 Марта 2013, 09:27:38 »

"Да-да, любите искусство в себе, а не себя в искусстве." :hi-hi:
Честно говоря, не вижу в этом отрывке никакого криминала. Если так, тогда осуждайте всех, потому что все всегда в конечном итоге пишут о себе. Даже если заглянете в наши форумные темы "Разрешите процитировать", "Любимое стихотворение", например, то увидите, что у каждого есть свои понравившиеся стихи и цитаты из прочитанного, в которых отражается настроение, мысли того или иного форумчанина. Вся литература, все искусство созданы для того, чтобы создатель мог поведать о своих переживаниях остальному миру. 8)
Записан

Nonnulla oppida, olim magna claraque, nunc diruta jacent.
Если на нас так бешено лают, значит мы правы.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #235 : 06 Марта 2013, 12:50:42 »

Честно говоря, не вижу в этом отрывке никакого криминала. Если так, тогда осуждайте всех, потому что все всегда в конечном итоге пишут о себе. Даже если заглянете в наши форумные темы "Разрешите процитировать", "Любимое стихотворение", например, то увидите, что у каждого есть свои понравившиеся стихи и цитаты из прочитанного, в которых отражается настроение, мысли того или иного форумчанина. Вся литература, все искусство созданы для того, чтобы создатель мог поведать о своих переживаниях остальному миру. 8)
Оставим этот менторский тон, ОК? :)
 Мне не понравилось, как пишет этот конкретный Перцов, я высказала мнение по этому поводу, и только. :)

Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Ninon
Казань, Татарстан
Библиотекарь
********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 9504



E-mail
« Ответ #236 : 06 Марта 2013, 13:22:39 »

Оставим этот менторский тон, ОК? :)
 Мне не понравилось, как пишет этот конкретный Перцов, я высказала мнение по этому поводу, и только. :)
Лично я высказала свою точку зрения, показавшуюся менторской тебе, тогда как мне показалось высокомерным твое высказывание по поводу приведенного отрывка. И на этом закончим наше обсуждение.
Записан

Nonnulla oppida, olim magna claraque, nunc diruta jacent.
Если на нас так бешено лают, значит мы правы.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #237 : 06 Марта 2013, 14:01:51 »

Лично я высказала свою точку зрения, показавшуюся менторской тебе, тогда как мне показалось высокомерным твое высказывание по поводу приведенного отрывка. И на этом закончим наше обсуждение.
Каким бы ни было мое мнение, я  обсуждаю приведенный отрывок, что и тебе советую. Мое мнение, каким бы оно ни было, не является предметом обсуждения, а приведенный отрывок является. :)

________
Я закончу обсуждение тогда, когда посчитаю нужным. :)
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #238 : 06 Марта 2013, 16:12:22 »

Знаменитую басню Михалкова про "некий злак, который звался Пастернак" я не нашел. Возможно, ее и вообще не было. Но я нашел другую басню:


НОБЕЛЕВСКОЕ БЛЮДО

 Антисоветскую заморскую отраву
 Варил на кухне наш открытый враг.
 По новому рецепту, как приправу,
 Был поваром предложен пастернак.
 Весь наш народ плюет на это блюдо:
 Уже по запаху мы знаем, что откуда!


Слова Федора Ивановича Дежкина - одного из героев наших Портретов - "А почему вы не подписываете ЭТО" в эпоху Интернета звучат с новой силой.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Ликаста
Книжный Зубр
*****
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 909



WWW E-mail
« Ответ #239 : 06 Марта 2013, 17:02:47 »

Знаменитую басню Михалкова про "некий злак, который звался Пастернак" я не нашел. Возможно, ее и вообще не было.

 Эта басня действительно никогда не существовала.  Как косвенное доказательство: не мог Михалков назвать пастернак злаком; не настолько уж он был дремуч. ;)
Записан

Что же, и я Россию люблю. Она занимает шестую часть моей души.<br />(Венечка Ерофеев.)
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #240 : 06 Марта 2013, 17:12:57 »

Эта басня действительно никогда не существовала.  Как косвенное доказательство: не мог Михалков назвать пастернак злаком; не настолько уж он был дремуч. ;)


Зато рифмуется отлично. Но легенды и былички - тема такая, что к ней не подступиться.  :)
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #241 : 06 Марта 2013, 17:23:48 »

"Корнеплод" зато  хорошо рифмуется со словом "народ". :hi-hi:
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #242 : 06 Марта 2013, 17:41:00 »

" Помню как в нашем ленинградском доме Писателя московский посланец, автор разнообразных слов к гимнам страны, возбужденно рифмовал: "А эти злаки-пастернаки, мы из всех -  из поля вон!"

Александр Рубашкин "Ждановщина"
http://readr.ru/aleksandr-rubashkin-ghdanovschina.html?page=3
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Инклер
Магистр Форума
***********
Оффлайн Оффлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 20436


WWW E-mail
« Ответ #243 : 06 Марта 2013, 17:55:14 »

Лично я бы не сказал, что Михалков был бездарем да и особым конъюнктурщиком я бы его не назвал. Писал лучше многих, и кое-какие его строчки вошли в детство, как родные. Талантливый советский писатель, этим, пожалуй, все сказано.

Напомню, Анжела Шамкова, неявно упомянутая мною, одна из героинь "Белых одежд" Дудинцева - в научном плане была совершенно бездарна, но письма 1948-го года подписывала. Увы, но таланту многое прощается. ИМХО, конечно.
Записан

Лучше с ботами, чем с ненавистью.
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #244 : 06 Марта 2013, 17:59:15 »

Об издании "Доктора Живаго" - очень интересно:

...И тут кончается искусство и дышит "Земля и фабрика"
http://miklukho-maklay.livejournal.com/160217.html?nc=52#comments
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #245 : 06 Марта 2013, 18:01:56 »

Знаменитую басню Михалкова про "некий злак, который звался Пастернак" я не нашел. Возможно, ее и вообще не было. Но я нашел другую басню:


НОБЕЛЕВСКОЕ БЛЮДО

 Антисоветскую заморскую отраву
 Варил на кухне наш открытый враг.
 По новому рецепту, как приправу,
 Был поваром предложен пастернак.
 Весь наш народ плюет на это блюдо:
 Уже по запаху мы знаем, что откуда!

А вот и скан  газеты с карикатурой:
http://miklukho-maklay.livejournal.com/258392.html
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Лiнкс
Administrator
Архимаг
***
Оффлайн Оффлайн

Пол: Женский
Сообщений: 84745


Tenebras ne timeas


WWW E-mail
« Ответ #246 : 21 Октября 2013, 16:58:25 »

 Мысль вслух: как все  же классно у Пастернака сборники стихов называются, например "На ранних поездах".  :isumitelno:
Записан

«... І у вi снах, навік застиглих у моїх очах » Віктуар
Страниц: 1 2 3 4 [5] Вверх Печать 
Форум Альдебаран  |  Литература  |  Полемика (Модераторы: Chukcha2005, Макарена)  |  Тема: Борис Пастернак - в поэзии, прозе, воспоминаниях... « предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by SMF 2.0.9 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC